В 1133 году в присутствии свиты графа Шампани, графа Бри и еще более двадцати мужчин и женщин из знати Шампани Дрого из Пьерфона преподнес рыцарям Храма Соломона нож [1]. Этот нож придал материальную форму устно обещанному дару, который Андре, сенешаль графа Шампанского, передал тамплиерам [2]. Сам дар – замок в Бодмане вместе с полями, лугами, мостами и слугами – был сделан ради спасения души Андре и особенно его сына Вильгельма, который сам был тамплиером. Дар Андре был зафиксирован в грамоте, которая почти восемьдесят лет спустя была скопирована в картулярий тамплиерского командорства [или дома] в Провене [3]. Использование картулярия для компиляции старых записей, разумеется, не было чем-то новым. На протяжении XII и XIII веков многие монастыри сводили свои записи в единую рукописную книгу [кодекс] [4]. В одних случаях переписанные записи сохранялись, в других – уничтожались. Копирование записей могло использоваться как для определения географического пространства и интересов, так и для акцентирования исторического институционализма [«теоретическое направление», которое изучает институты, изменение их во времени, а также то, как эти изменения влияют на формирование политических, экономических и социальных процессов. – прим. пер.] копировщиков. В случае с этим картулярием особый интерес представляет то, что дом тамплиеров в Провене был основан только в 1193 году, через шестьдесят лет после дарения Андре. В 1133 году тамплиеров в Шампани вообще не было.
Случай с подарком Андре не был уникальным. В общей сложности одиннадцать записей из картулярия Провена относятся не только к периоду, предшествующему его созданию, но и к самому основанию командорства тамплиеров [5]. В некоторых случаях полезность этих документов очевидна: они фиксируют земли или права, которые впоследствии перешли к дому в Провtне после его основания. В других случаях они фиксируют сделки, заключенные с другими тамплиерами, которые не имели никакого отношения к дому в Провене, но, тем не менее, сохранились в его записях. Как бы то ни было, эти записи дают возможность по-новому взглянуть на рыцарей-храмовников. Любая средневековая хартия представляет собой одновременно экономическую сделку и социальные отношения [6]. Она представляет собой моментальный снимок отдельного события или соглашения с участием земель, товаров и людей. Аналогичным образом, картулярий был вещественным доказательством единичного события, связанного с сохранением записей и социальных отношений, которые эти записи символизировали. Таким образом, картулярий из Провена свидетельствует о прошлых социальных и экономических отношениях, наиболее важных для тамплиеров Провена на момент его создания в 1212 году. Помимо записи имущества, он также функционирует как форма корпоративной памяти, поскольку она содержалась в документах ордена [7].
Определение ранней истории тамплиеров – задача в лучшем случае сложная и неопределенная. Большая часть того, что известно об основании ордена, содержится только в трех сохранившихся хрониках, написанных Вальтером Мапом, Вильгельмом Тирским и Михаилом Сирийским [8]. Однако все три хроники были написаны спустя долгое время после основания ордена. Большинство из них были завершены в 1190-х годах после захвата Иерусалима Саладином и примерно в то же время, когда были основаны многие дома тамплиеров на Западе. Устав Храма был составлен в 1129 году, но, вероятно, был уничтожен и не сохранился ни в одном манускрипте XII века [9]. Единственными сохранившимися современными источниками по ранней истории тамплиеров являются письма Гуго Грешника и Бернарда Клервоского, причем оба они могут иметь лишь косвенное отношение к ордену [10].
Такая скудость свидетельств заставляет использовать дипломатические источники для получения информации об организации, социальных и экономических взаимодействиях раннего Ордена. Однако и эти источники оказались проблематичными. За последние два столетия интерес к тамплиерам привел к появлению многочисленных исследований их земельных владений и отредактированных изданий сохранившихся картуляриев [11]. Эти отчеты предлагают подробную, но, тем не менее, неполную экономическую историю ордена. Особенно трудно найти исчерпывающую экономическую информацию по тамплиерам. Хотя в отдельных документах приводятся цифры, многие записи тамплиеров, включая их центральный архив, остаются утраченными. Около трехсот документов со всей Европы, относящихся к периоду до 1150 года, которые маркиз д’Альбон собрал в своем Cartulaire general [1910], содержат сравнительно мало информации о характере ордена. Широкий подход д’Альбона к записям ордена позволяет получить огромный просопографический и экономический ресурс, но при этом он рискует исказить наше представление об организации тамплиеров в силу средневековых документальных условностей [12].
Кроме того, большинство документальных записей о тамплиерах и более половины записей, составленных д’Альбоном, представляют южнофранцузские владения – и это в гораздо большей степени связано с сохранением традиций римского права на юге Франции, чем с экономической структурой ордена. На юге ранняя практика использования нотариусов для регистрации и утверждения дарений и продаж привела к появлению гораздо большего количества письменных документов. Несмотря на обилие документальных свидетельств, наиболее заметная территория Ордена к западу от Палестины находилась на севере, в том месте, которое тамплиеры называли провинцией Франции, и особенно в Шампани [13]. Средневековое графство Шампань было местом рождения основателя тамплиеров и местом, где впервые было написан и утвержден папством Устав ордена. Таким образом, исследование Ордена на севере должно быть сосредоточено на документальных свидетельствах этих территорий. Хотя никакое изучение документальных свидетельств не может дать исчерпывающих экономических данных, аномалии в культурном производстве записей, такие как одиннадцать записей в картулярии, приписываемых командорству, которое еще не существовало, могут пролить свет на социальную организацию рыцарей-тамплиеров на этом провинциальном уровне.
Чтобы понять, как каждая из этих одиннадцати записей могла использоваться Орденом, мы должны сначала обратиться к самому картулярию. Его можно легко разделить на две части, каждая из которых содержит разнообразные хартии, фиксирующие дарения и продажи земель и прав, расположенные без определенного порядка. Важно отметить, что эти две части картулярия были составлены в два разных периода времени. Самая старая часть включает листы с двадцать первого по двадцать третий. Эта часть была создана уже после основания командорства, скорее всего, около 1212 года. В нем содержатся копии записей, сделанных еще в 1127 году, и все они, по-видимому, были внесены в картулярий около 1212 года. Десять из одиннадцати документов, предшествующих основанию командорства, содержатся в этом разделе. Рубрика, рука и шрифт в этой части заметно отличаются от остальной части кодекса. Этот раздел был вставлен в большую, более новую часть картулярия, которая, вероятно, была создана в 1243 году. Новая часть картулярия содержит записи только с 1212 по 1243 год, за двумя исключениями. Первое – это копия дарственной на дом в Провене от 1193 года, сделанной неким Генрихом Бристо [14]. Эта дарственная также присутствует в старшей части картулярия и почти наверняка была основополагающей грамотой для командорства; поэтому неудивительно, что ее копии появляются дважды, по одной в каждой части. Однако его дублирование показывает, что эти две части картулярия когда-то были двумя разными томами. Другое исключение связано с имуществом дома Бристо до того, как оно было передано тамплиерам, и иллюстрирует функцию записей, скопированных в картулярий.
Создание картулярия было связано с выбором. Какие хартии будут переписаны [15]? Вполне возможно, что доступность документов ограничивала этот выбор, то есть тамплиеры в Провене просто копировали все хартии, которые оказывались у них в тот момент. Это не делает расшифрованные ими документы менее значимыми; они по-прежнему представляют собой активный выбор в пользу сохранения записей и указывают на то, какими документами командорство могло обладать на момент создания картулярия. За одним исключением – документ 1159 года, записанный как в картулярии, так и сохранившийся в виде свободной хартии в командорстве в Труа, – невозможно доказать, что какая-либо из записей в картулярии была подлинной [16]. Вопрос о подлинности, хотя он и важен для анализа датированных записей в картулярии, не имеет здесь никакого значения, если мы рассмотрим, что эти записи означали на момент его создания, то есть каждая запись достоверно отражает намерения командорства в 1212 году. Таким образом, случайно или намеренно отобранные, поддельные или подлинные, копии более ранних записей, если рассматривать их вместе с современными нетронутыми хартиями из Провена и других близлежащих командорств в Шампани, представляют собой процесс производства в 1212 году – процесс, в котором каждый из записанных документов может передавать определенную информацию о сравнительно молодом командорстве в Провене [17]. Записи картулярия представляют собой перечень документов, к которым командорство имело доступ и которые решило сохранить в начале XIII века.
В большинстве из одиннадцати ранних хартий дары не были адресованы ни отдельным тамплиерам, ни даже конкретным тамплиерским домам. Скорее, чаще всего они адресованы Ордену в целом или Богу и Ордену. В 1159 году и еще раз в 1164 году граф Генрих Шампанский подтвердил дар от своего отца “братьям Храма” [18]. Он использовал эту фразу во всех записях, связанных с командорством в Провене [19]. Несколько из этих одиннадцати хартий были еще более конкретными, ссылаясь на корни ордена в Иерусалиме. Самый ранний документ объясняет, что в 1127 году граф Теобальд из Блуа [Тибо IV Великий де Блуа (фр. Thibaut IV le Grand), также известен как Тибо II Шампанский (фр. Thibaut II de Champagne, 1093—10 января 1152) — граф Блуа (Тибо IV, с 1102), граф Шартра, Мо, Шатодена и Сансерра (с 1102), граф Шампани (Труа) (Тибо II, с 1125). Сын Этьена II, графа Блуа и Адель Нормандской, дочери Вильгельма Завоевателя. – прим. пер.] передал рыцарям Храма Соломона все, что у него было в Барбонне, Сезанне и Шантемерле, ради спасения своей души [20]. Эта грамота была особенно важна для Ордена в этом регионе. Она напрямую связывает Теобальда, который был первым графом Шампани и одним из главных ранних покровителей Ордена, с домом в Провене. Отец Теобальда, Стефан, отправился в первый крестовый поход и погиб в битве на востоке после второго похода в Святую землю [21]. Его дядя, Гуго, присоединился к первым тамплиерам [22]. Теобальд унаследовал свое графство вскоре после того, как его дядя решил вступить в Орден [23]. Хотя он мог быть причастен к утверждению многих ранних документов тамплиеров в этом регионе, позднее решение Ордена сохранить записи, которые касались непосредственного покровительства графа, имело огромное социальное значение для местного Ордена. Устав 1127 года также на два года раньше официального признания ордена папством – в том же году Бернард из Клерво написал книгу “Похвала новому рыцарству” [In laude novae militiae]. Труд Клервоского отличал тамплиеров от светских рыцарей как воинов, которые, сражаясь с “врагами креста Христова”, могли вести двойную войну, как духовную, так и мирскую, не неся на себе “пятно греха” [24]. Таким образом, включение этой конкретной грамоты напрямую связало бы дом в Провене с идеалами первых основателей ордена, передав старые записи ордена и, как следствие, личные связи между дарителем и покровителем новому административному учреждению. Эти связи с графом были особенно важны в 1212 году, когда был написан картулярий и когда во время регентства Бланки Наваррской [Бланш; фр. Blanche de Navarre; 1226 — 12 августа 1283 — дочь короля Наварры и графа Шампани Тибо IV. – прим. пер.] внутренние распри угрожали контролю графа над его территорией. Связав себя с Теобальдом Блуасским, тамплиеры могли убедительно доказать, что их поддержит любая из сторон в борьбе за контроль над графством.
Другие хартии устанавливали аналогичные связи. Дар Андре в 1133 году был сделан рыцарям Храма Соломона [25]. В подобных дарах Храм Соломона был не просто формальным названием ордена. Это название устанавливало конкретную связь с орденом в Палестине. Дар Андре не был подарком тамплиерам в Шампани или даже тем тамплиерам, которые должны были присутствовать на церемонии дарения; это был дар его земель Ордену в Иерусалиме, членом которого был его собственный сын. В других ранних записях проводится такое же различие. В записи от 1145 года Виттер из Барбонны передал все свои виноградники и поля рыцарям Иерусалимского храма [26].
Помимо того, что эти дары связывали дом в Провене с целями Ордена в Святой Земле, они отражают отсутствие раннего Ордена в его земельных владениях на западе. Несмотря на огромную важность западных земель для Ордена с точки зрения вербовки, ресурсов и пожертвований с момента его основания, лишь немногие владения тамплиеров в Западной Европе были фактически заняты тамплиерами по крайней мере до конца 1160-х гг [27]. Денежное пожертвование, сделанное в Лане в 1147 г. в пользу Иерусалимского храма, было зафиксировано в грамоте, хранившейся в командорстве Ла Ферте-Гоше, другом доме тамплиеров в Шампани, который не был основан до конца XIII в. [28]. Более ярким примером может служить грамота, сделанная в Лане в 1147 г. в пользу Храма Иерусалима [28]. Более ярким примером может служить грамота, написанная в том же году в командорстве в Труа; в ней Теобальд де Блуа преподносит свою мельницу в дар Богу и церкви Гроба Господня [29]. К этому времени тамплиеры основали свою штаб-квартиру в мечети Аль-Акса, которую они считали Храмом Соломона. Дар Теобальда свидетельствует об особом почитании святых мест в Иерусалиме. Его дар свидетельствует о том, что дарители ордена были вынуждены искать на востоке духовную выгоду, связанную с их покровительством. Присвоение этих документов тамплиерами конца XII и XIII веков было попыткой локализовать эту духовную преданность крестовому походу, когда орден достаточно разросся, чтобы распространиться на западные территории.
Организация тамплиеров базировалась на больших территориях. Магистр ордена и большинство его руководителей действовали из штаб-квартиры тамплиеров в Иерусалиме. Западные территории были разделены на крупные провинции, такие как Франция, Прованс/Каталония, Апулия/Мессина и Леон/Кастилия [30]. Каждый из небольших домов в Шампани, по крайней мере номинально, подчинялся магистру тамплиеров Франции с центром в Париже, но эти административные отношения возникли одновременно с ростом других западных домов тамплиеров. Поскольку многие из этих ранних даров ордену были переданы тамплиерам в Иерусалиме еще до того, как тамплиеры появились во Франции, впоследствии эти владения могли быть присвоены возникающими домами в разовом порядке, когда тамплиеры начинали лично управлять своими западными землями. Так, первые хартии, хранившиеся во французской провинции тамплиеров, но связанные с землями в Шампани, датируются 1199 годом, то есть уже после первоначального основания многих командорств в Шампани [31]. Региональные дома возникли и управлялись в значительной степени независимо от провинциальных властей ордена, и их записи отражают то, как эта независимость повлияла на организацию ордена.
Воспроизведение хартий также позволяет предположить, как возникла структура управления местными домами в отсутствие сильного регионального присутствия высших чинов Ордена. В частности, очевидно, что власти ордена в значительной степени отсутствовали в этих местных учреждениях, поскольку, по крайней мере в записях XII века, ни один документ не был санкционирован самими тамплиерами. Ни одна из сохранившихся хартий в Шампани, составленных до 1200 года, не была даже скреплена тамплиерской печатью. Местные тамплиеры были вынуждены полагаться на внешние по отношению к ордену власти, чтобы выпускать свои документы, чаще всего это были графы Шампани или местный епископ. Опора на эти внешние источники власти влияла на то, как более крупный орден наделял новый дом тамплиеров территориальными владениями, которые были подарены ранее. Часто эти административные соображения основывались на существующей церковной или светской географии, а не на системе организации, разработанной Орденом Храма.
Чтобы проиллюстрировать влияние этих внешних авторитетов на организацию имущества тамплиеров, полезно сравнить случай Провена с тремя другими тамплиерскими командорствами. До того как тамплиеры основали свой дом в Провене, они уже основали несколько других командорств в окрестностях графства Шампань, тремя из которых были Шуази-ле-Темпль, Куломьер и Труа. В грамотах упоминаются братья Храма, жившие в командорстве Шуази недалеко от Мо, примерно в шестидесяти пяти километрах к северо-западу от Провена, в 1168 году [32]. Из Шуази-ле-Темпль сохранилось двадцать девять хартий, датируемых 1168-1212 годами [33]. Все эти грамоты были утверждены и скреплены печатью епископа Мо. Кроме того, большинство пожертвований в этих хартиях были адресованы не ордену в целом, а храму в Шуази, что указывает на то, что это командорство, вероятно, не присваивало никаких предварительных пожертвований, а начало распоряжаться своими землями в этом районе только после основания дома. В грамоте 1168 года писец называет тамплиеров “братьями Храма, которые находились в моем епископстве в Шуази“ [34].
Помимо двадцати девяти хартий, сохранились также два хирографа 1186 и 1188 годов. Хирограф – это запись, которая была написана в двух одинаковых частях, рядом друг с другом, на одном листе пергамента. Между двумя копиями записи обычно наносилось слово “chirographum”, а пергамент разрезался по этому слову, чтобы каждая сторона могла получить доступ к копии, которая могла быть авторизована путем сверки с копией своего товарища [35]. В одном из таких хирографов Стефан Марцеллинский, отправляясь в Иерусалим, отдал десятину и всю свою землю “господину Хуго, хозяину братьев храма в Шуази” [36]. Этот хирограф не только ясно свидетельствует о присутствии магистра тамплиеров в этом конкретном доме, но и показывает, что начиная с 1180-х годов тамплиеры в Шуази-ле-Темпль вели своего рода архив, в котором они могли сохранить свою половину хирографа. Таким образом, несмотря на относительно близкое соседство, в старшей части картотеки Провена нет записей из Шуази-ле-Темпль или записей, санкционированных епископом Мо или каким-либо образом связанных с ним. Земли командорства Шуази-ле-Темпль полностью находились под юрисдикцией епископа; в результате тамплиеры в этой области существовали в основном как продолжение епископальной канцелярии. Эта относительная независимость представляется уникальной, если сравнить ее с географическим охватом документов, содержащихся в картулярии. Многие из его записей представляют земли в регионах, окружающих Мо, а некоторые – гораздо дальше, даже на севере, вплоть до Реймса [37].
Ситуация в Куломье была совершенно иной. Есть сведения о пожертвованиях, сделанных дому тамплиеров в Куломье, в сорока километрах к северу от Провена, еще в 1173 году. Эти пожертвования относятся именно к “дому Храма в Куломье”, что позволяет предположить, что тамплиеры действительно жили в этом районе в то время [38]. Документ 1173 года, в котором тамплиеры отказываются от прав на мельницу, и последующий папский документ 1175 года, подтверждающий права тамплиеров на эту мельницу, появляются только как копии записей в картулярии из Провена [39]. Самая ранняя из сохранившихся хартий Куломье датируется 1198 годом [40]. В случае с Куломье, несмотря на его более раннее происхождение, вполне возможно, что некоторые из его владений, а возможно, и управление, перешли под контроль командорства Провена после основания нового дома в 1193 году. Оба командорства находились в одном епископстве, и чаще всего они заверяли свои документы через канцелярию графов Шампани, которая была гораздо более доступна в Провене, одном из главных городов графства. Воспроизведение прав из Куломье в картулярии 1212 года служит подтверждением этих организационных изменений.
Аналогичным образом, грамота 1159 года хранилась как в Труа, так и была скопирована в картулярий Провена [41]. В этом документе граф Генрих подтверждает дар семи марок серебра, который его отец Теобальд передал тамплиерам, но он также переопределяет этот дар как пошлины с рыночных дней, которые должны были собираться в Провене и Труа. Наличие двух копий этой записи говорит о том, что она продолжала быть актуальной для домов тамплиеров в Труа и Провене, каждый из которых собирал пошлины в своем месте. Таким образом, воспроизведение этой записи в картулярии подтвердило бы более древние права ордена, которые были предоставлены Провену в момент его основания.
Подтверждение повторно дарованных прав объясняет и некоторые другие хартии в картулярии. В частности, две хартии могут представлять собой предыдущие соглашения, которые могли быть скопированы в картулярий из-за их актуальности на момент его создания: хартия 1171 года, санкционированная графом Генрихом, в которой Генрих де ла Борд передавал дом в Провене ордену Храма; и соглашение 1180 года между тамплиерами и Параклетом о продаже зерна [42]. И дом Генриха, и земли, по сути, арендованные у Параклета, должны были попасть под юрисдикцию командорства Провена после его основания. Копируя эти записи, картулярий Провена старался предоставить местному ордену историю своего дома и земельных владений.
Хартии, не относящиеся к тамплиерам, также отражали этот процесс использования записей для создания исторической связи с землей. В дополнение к двум хартиям об основании дома, как в новой, так и в старой частях картулярия содержатся ранние копии сделок, в которых тамплиеры вообще не участвовали [43]. Дарение дома, расположенного в долине Сент-Эгюлен, засвидетельствовал Пьер Бристо, среди прочих членов графского дома. Позже, когда Генрих Бристо передал тамплиерам свой дом, ставший их командорством, он сделал это “ради спасения своей души и души своего отца, Петра Бристо” [44] . Воспроизведение этих старых записей выходило за рамки задачи определения земель, принадлежащих командорству. Они выполняли и социальную функцию. Сохранив запись графа Генриха, несмотря на ее очевидное отсутствие какой-либо юридической или экономической пользы, учитывая, что и даритель, и получатель дара были мертвы в 1212 году, тамплиеры смогли связать основание своего собственного командорства непосредственно с покровительством графа Генриха через покровительство семьи Бристо.
Решив сохранить каждую из одиннадцати записей , датирующих основание командорства, тамплиеры в Провене особым образом сформировали свою корпоративную идентичность как тамплиеров. Они вышли за пределы непосредственных интересов местного дома, чтобы раскрыть институциональный и исторический характер Ордена, одновременно определяя свое географическое пространство и интересы в городе Провене и графстве Шампань. Местный дом этого международного ордена не был крупной властью в графстве. Управление их землями было ограничено необходимостью примыкать к местным властям, будь то епископ или граф. Однако, несмотря на эти ограничения, они использовали свою документальную культуру для установления социальных связей со своими могущественными покровителями, графами Шампани, и, что, возможно, более важно, для хронологического восхождения к основам своего ордена и его первоначальной этике в Святой земле.
Майкл Дж. Пейшото, Нью-Йоркский университет
Перевод с английского
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Victor Carriere, ed., Histoire et cartulaire des Templiers de Provins avec une introduction sur les debuts du Temple en France (Paris: Librairie Ancienne Honor, Champion, 1919), No. 81. The cartulary is found in the Archives Nationales (hereafter AN), S5162B, but I cite the published version in the remainder of this article.
[2] For the use of physical objects in land transactions, M. T. Clanchy, From Memory to Written Record: England 1066-1307 (Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 1993), 254-66; Jacques le Goff, Time, Work, and Culture in the Middle Ages, trans. A. Goldhammer (Chicago: The University of Chicago Press, 1980), 244-48, 354-60.
[3] The commandery, or house, was the administrative unit for a group of Templars living in western Europe. There were a series of houses, some of which were not houses at all but churches or chapels. The term “commandery” was how the Hospitallers organized their properties in the early modern period, though it is now applied to the earlier Templar period discussed here. In the documents used here, the term used is always domus or house. There would also have been one commandery in each of the very large provinces that served as the main provincial headquarters. The order’s central headquarters were in Jerusalem until it was captured in 1187.
[4] Constance B. Bouchard, “Monastic Cartularies: Organizing Eternity” and Brigitte Bedos-Rezak, “Towards an Archaeology of the Medieval Charter: Textual Production and Reproduction in Northern French Chartriers, ” in A. Kosto and A. Winroth, eds., Charters, Cartularies and Archives: The Preservation and Transmission of Documents in the Medieval West (Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 2002), especially 24-27, 44, 59.
[5] Histoire et cartulaire, Nos. 20, 57, 81, 82, 83, 86, 88, 89, 91, 92, 93
[6] Barbara Rosenwein, To Be the Neighbor of Saint Peter: The Social Meaning of Cluny’s Property, 909-1049 (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1989), 37.
[7] For monastic corporate memory, Sharon Farmer, Communities of Saint Martin: Legend and Ritual in Medieval Tours (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1991), 151-52; Amy Remensnyder, Remembering Kings Past: Monastic Foundation Legends in Medieval Southern France (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1995), 2-4, 19-22.
[8] Chronique de Michel le Syrien. Patriarche Jacobite d’Antioche (1166¬99), ed. and trans. J. Chabot (Paris: Ernest Leroux, 1905), 3: 201-03; William, Archbishop of Tyre, A History of Deeds Done Beyond the Sea, trans. Emily Atwater Babcock and A. C. Krey (New York: Columbia University Press, 1943) 1: 524-27.; Walter Map, De nugis curialium, ed. and trans. M. R. James, C. N. L. Brooke, and R. A. B. Mynors (Oxford: Clarendon Press, 1983), 54-55.
[9] J. M. Upton-Ward, The Rule of the Templars: The French Text of the Rule of the Order of the Knights Templar (Woodbridge, GB: The Boydell Press, 1992), 11.
[10] The authorship of Hugh the Sinner has never been proven definitively and does not express much beyond the anxieties of some of the early membership. Bernard of Clairvaux’s text was reported to be about the Templars, but it was written before he had ever seen what the Order was; it is more a statement about an ideal of knighthood than about the particular Templars. For Hugh the Sinner, Dominic Selwood, “Quidam autem dubitaverunt: The Saint, the Sinner, the Temple and a Possible Chronology, ” in Michel Balard, ed., Autour de la premiere croisade, (Paris: Publications de la Sorbonne, 1996); Bernard of Clairvaux, In Praise of the New Knighthood, trans. M. Conrad Greenia (Kalamazoo: Cistercian Publications, 2000), and The Letters of Bernard of Clairvaux, trans. B. S. James (London: Sutton Publishing Ltd, 1998), 65.
[11] On the landed properties of the Templars, Elena Bellomo, The Templar Order in North-west Italy (1142-c. 1330) (Leiden: Brill, 2008); Damien Carraz, L’ordre du Temple dans la basse vallee du Rhone (1124-1312): Ordres militaires, croisades et societes meridionales (Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 2005); Alan Forey, The Templars in the Corona de Aragon (London: Oxford University Press, 1973); Andre Goineaud-Berard, Templiers et Hospitaliers en Perigord (Perigueux: Pilote edition, 2002); Delphine Maire, Les Templiers dans le diocese de Langres: Des moines entrepreneurs aux XIIe et XIIIe siecles (Langres: Dominique Gueniot, 2004); Laure Verdon, La terre et les hommes en Roussillon aux XIIe et XIIIe siecles: Structures seigneuriales, rente et societe d’apres les sources templieres (Aix-en-Provence: Publications de l’Universite de Provence, 2001).
[12] Le Marquis d’Albon’s Cartulaire generale compiles 626 records relating to the Templars. He draws from all geographical regions and includes letters, papal bulls, and charters. Many of the records are copied from copies made between the twelfth and the eighteenth centuries. For many of these copies, the original document no longer exists. Few of the records provide descriptive accounts of the Order or its organization.
[13] Robert Fossier, “Les Hospitaliers et les Templiers au nord de la Seine et en Bourgogne (XIIe-XIVe siecles), “Flaran 6 (1984): 15.
[14] Cartulaire des Templiers de Provins, Nos. 7 and 84.
[15] Bouchard, “Monastic Cartularies” 22-27.
[16] AN, S4955 n°7: Cartulaire des Templiers de Provins, No. 91.
[17] For the reproduction of records in cartularies, Bedos-Rezak, “Towards an Archaeology, ” 44.
[18] Cartulaire des Templiers de Provins, No. 91.
[19] Ibid., Nos. 82, 89, 91.
[20] Ibid., No. 93.
[21] Jonathan Riley-Smith, The First Crusaders, 1095-1131 (Cambridge: Cambridge University Press, 1997), 223.
[22] D’Albon, Cartulaire general, No. 5.
[23] Malcolm Barber, The New Knighthood: A History of the Order of the Temple (Cambridge: Cambridge University Press, 1994), 11.
[24] Bernard of Clairvaux, In Praise of the New Knighthood, 34, 39.
[25] Cartulaire des Templiers de Provins, No. 81.
[26] Ibid., No. 86.
[27] Fossier, “Les Hospitaliers et les Templiers” 16.
[28] AN, S5159 n°6.
[29] AN, S4958 n°43.
[30] Jonathan Riley-Smith, “The Origins of the Commandery in the Temple and the Hospital, ” in La commanderie, 14.
[31] AN, M1 n°2.
[32] AN, S5186A n°56.
[33] N, S5186A, S5186B, S5188A, S5188B, S5189A, S5190A, S5190B.
[34] AN, S5186An°56.
[35] For the representation of two parties in documents through the use of chirographs, Bedos-Rezak, “Civic Liturgies and Urban Records in Northern France, 1100-1400, ” in B. A. Hanawalt and K. L. Reyerson, eds., City and Spectacle in Medieval Europe (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1999), 38.
[36] AN, S5190 n°40.
[37] Cartulaire des Templiers de Provins, No. 82.
[38] Ibid., No. 88.
[39] Ibid., Nos. 88, 83.
[40] AN, S5176A n°2.
[41] Cartulaire des Templiers de Provins, No. 91; AN, S4955 n°7. Cartulaire des Templiers de Provins, Nos. 89, 92.
[43] The example from the new section, though, an 1165 gift from Count Henry to Bernard of les Granges does involve the house that later became the Templar commandery. Ibid., No. 20.
[44] Ibid., Nos. 7, 84.