Проказа была болезнью, очень распространенной в средние века — как на Западе, так и на Востоке. Обычно больных изолировали, но не всегда: король Иерусалима Балдуин IV [1174-1184] мог царствовать, несмотря на болезнь.
В Иерусалиме прокаженные лечились в доме, расположенном за стенами города, близ ворот святого Стефана; этот дом находился под покровительством святого Лазаря, как и большинство западных лепрозориев. Он принимал всех больных независимо от социального положения, но прежде всего знатных [Shahar, S. Des lépreux pas comme les autres. L’ordre de Saint-Lazare dans le royaume latin de Jérusalem // Revue historique. 541 (1982).] В самом деле, рыцари, пораженные проказой, должны были направляться туда и там лечиться, и эта практика распространялась на представителей военно-монашеских орденов. Но никакого принуждения не было, как доказывают две поздние [потому что датируются 1260-ми гг]) статьи retrais из устава ордена Храма, советующих прокаженным братьям отправляться к святому Лазарю, но не обязывающих их к этому: «Когда с братом случится так, что волей Господа нашего он станет прокаженным и сие будет доказано, благоразумные обитатели дома должны предупредить его и молить уволиться из дома и направиться к Святому Лазарю, дабы надеть облачение братьев Святого Лазаря». Желательно, чтобы больной проявил инициативу сам, но если он не хочет покидать орден Храма, он вправе остаться, однако тогда он будет жить отдельно от остальных [Устав.Тамплиеров P. 443-444.].
Присутствие прокаженных рыцарей, которые уже принесли пожизненный обет, в сочетании со знатностью контингента несомненно способствовали преобразованию общины святого Лазаря в военный орден. Однако дату его образования точно указать невозможно. Среди документации сохранился фрагмент картулярия ордена святого Лазаря, сорок актов которого имеют даты с 1130 по 1248 г. [Comte de Marsy. Fragment d’un cartulaire de l’ordre de Saint-Lazare en Terre sainte // Archives de l’Orient latin. T. II (1884).] Это акты дарения земель, церквей, прав в Святой земле. Они адресованы «братьям» или «дому больных святого Лазаря», или же, как в 1185 г., «Братству прокаженных дома святого Лазаря в Иерусалиме» [Ibid. № 30: Fraternitatis leprosorum domus Sancii Lazari in Jerusalem.]. Единственный акт, который можно было бы связать с военными действиями, не показателен: в 1164 г. король Амори I даровал церкви святого Лазаря право брать одного раба — не рыцаря (sic) из всех пленных, взятых в каждом походе или набеге под его командованием, за собой он при этом оставлял десять рабов [Ibid. № 22.]. Однако надо отметить, что среди свидетелей, подписывавших акты, которые касаются ордена святого Лазаря, часто присутствовали тамплиеры. Среди них нередко фигурирует, например, Андре де Монбар, сенешаль, а потом магистр ордена Храма [1153-1156]. Впрочем, в течение всего XII и XIII вв. орден святого Лазаря имел особые связи с орденом Храма.
Рыцари святого Лазаря приняли участие в сражениях при Ла-Форби [1244] и Мансуре [1250] и понесли там тяжелые потери [Paris, Mathieu. Matthaei Parisiensis: monachi sancti albani, chronica majora. Ed. by Henry Richard Luard. London: Longmans: Trübner; Oxford: Parker, 1872-1883. (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores; 57.) Vol. IV. P. 301.]; Жуанвиль упоминает также поражение магистра ордена святого Лазаря при Рамле в 1252 г.: тот со своим отрядом выехал, чтобы захватить стадо, но по возвращении его атаковали сарацины, и из всех людей его отряда спаслось только четверо [Joinville, Jean, sire de. Vie de Saint Louis. Texte établi, traduit, présenté et annoté, avec variantes, par Jacques Monfrin. Paris: Garnier, 1995. (Lettres gothiques.) P. 267-268, n° 540. [Русский перевод: Жан de Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего Святого короля Людовика / Пер. Г.Ф. Цибулько. Не опубликовано.]]. Папские акты 1234 и 1248 гг. недвусмысленны: в первом Григорий IX упоминает долги, которые орден накопил из-за своей деятельности по поддержке Святой земли [Les registres de Grégoire IX: recueil des bulles de ce pape: publiées ou analysées d’après les manuscrits originaux du Vatican par Lucien Auvray… Paris: Fontemoing et Boccard, 1890-1955. 4 tomes en 3 vol. T. 1. P. 942, n° 1708.], а в 1248 г. Иннокентий IV сокращает привилегии четырех военно-монашеских орденов, действующих в Святой земле: орден святого Лазаря упоминается там наряду с орденами Храма, Госпиталя и Тевтонским. [C.H., t. II, n° 2487, p. 676. Цит. в издании: Barber, M. The order of Saint Lazarus and the Crusades // Catholic historical review. LXXX, 1994. P. 439.] Немногим позже, в 1256 г., Александр IV говорил о монастыре знатных, деятельных рыцарей и прочих, прокаженных или нет, существующем с целью отражать врагов Христова имени [Les Registres d’Alexandre IV. Recueil des bulles de ce pape. Pubi, ou analysées d’après les mss originaux des archives du Vatican par Charles Bourel de la Roncière, Joseph de Loye, Pierre de Canival et Auguste Coulon. Paris: A. Fontemoing: E. de Boccard, 1895-1959. 3 vol. T. 1. P. 122, n° 404.]. Есть все основания полагать, что орден святого Лазаря, так же как ордены Храма и Госпиталя, имел интернациональный состав. Король Людовик VII, возвращаясь из Второго крестового похода, наделил его имуществами и доходами в Буаньи, в области Берри. Позже, когда орден покинул Святую землю, это место стало его новой резиденцией. Он владел также имуществами в Англии. Защита Иерусалима и латинских государств, которую взял на себя весь христианский мир, касалась всех христиан. Потому было логичным, чтобы ордены, зародившиеся на Святой земле, оказались интернациональными. Однако после потери Иерусалима в 1187 г. на Святой земле создали новые ордены, имевшие отчетливый национальный характер.
Демурже А. “Рыцари Христа”
Спб.: Евразия; 2008, – 542, (2) с.