В 1291 г., когда после столетнего владычества город Сен-Жан д’Акр был потерян христианами, военные ордена перенесли свои штаб-квартиры, до этого времени находившиеся в этом городе, в другие места. Тамплиеры и госпитальеры поначалу опирались на свои дома на Кипре [1], полагая, что с этого средиземноморского острова будет легче отвоевать Акру и Святую землю. Тем временем Тевтонский орден перенес свою штаб-квартиру из Акры в Венецию [2]. По сравнению с Кипром, где тамплиеры и госпитальеры разместили свои штаб-квартиры, город в лагуне отделяло от Святой земли большее расстояние, но Тевтонский орден не собирался отказываться от своей идеи повторного завоевания Святой земли. Однако без флота Венеции эта идея не могла стать реальностью, поскольку только Венеция располагал достаточным количеством кораблей, чтобы сделать перспективным завоевательный поход в Палестину.
Надежда на повторное завоевание Святой Земли была распространена в Тевтонском ордене, помимо братьев из Пруссии и Ливонии, и, конечно, не ограничивалась братьями венецианской штаб-квартиры. В конце концов, Христос жил и умер в Палестине, и эта традиция постоянно подчеркивалась [3]. Таким образом, в конце XIII – начале XIV века идея повторного завоевания была сильна в венецианском штабе и во многих других командорствах различных бейливиков Тевтонского ордена [4]. Однако, судя по всему, в прибалтийских территориях, а именно в Пруссии и Ливонии, существовало значительное противодействие этому начинанию. Вероятно, на решения великих магистров [хохмейстеров] в Венеции влияли настроения в пользу повторного завоевания Святой земли и укрепления средиземноморской ветви ордена, возможно, даже в большей степени, чем это можно выяснить сегодня.
Безусловно, существовали разногласия, особенно между теми, кто прожил в Святой Земле более длительное время или даже родился там, и теми братьями военных орденов, которые, будучи приняты в свои общины в родных командорствах в Западной Европе, впоследствии были направлены в Святую Землю. Однако после завоевания Акры мамлюками Египта в 1291 году эти различия исчезли. Ведь после падения Акры лишь очень немногие люди, родившиеся в Святой Земле, были приняты в качестве братьев в военные ордена. В Тевтонском ордене их число, вероятно, было очень невелико; хотя установить родословную всех его членов не представляется возможным, это предположение представляется вполне обоснованным. Во всяком случае, они уже не доминировали в ордене, а занимали сравнительно невысокие должности [5].
С другой стороны, в отличие от двух более старых военных орденов, Тевтонский орден в первой половине XIII в., т.е. задолго до падения Акры, приобрел территории в Балтийском регионе, а именно в Пруссии и Ливонии [6]. Европейская знать признала Балтийский регион, направив в Пруссию и Ливонию так называемых «крестоносцев», которые обычно оставались там на год, и без них Тевтонский орден не смог бы завоевать эти территории [7]. Даже римские папы призывали орден завоевать балтийские территории и подчинить их своей власти [8]. Для этого необходимо было подчинить язычников Пруссии и Ливонии и обратить их в христианскую веру. Вопрос о том, удалось ли это сделать в действительности, остается спорным [9]. В течение XIII в. был достигнут хотя бы некоторый прогресс в достижении этой цели. Прежде чем орден смог начать миссионерскую работу среди язычников Литвы, пришлось преодолеть очаги сопротивления в Пруссии и Ливонии, и хотя это начинание осталось безуспешным, оно, безусловно, было достойно военного ордена. Поскольку Балтийский регион находился вдали от Рима, Авиньона и папского влияния [10], ордену удалось установить собственное господство, что неоднократно демонстрировалось [11]. Примечательно, что разногласия между балтийской и прусской фракциями ордена возникли уже в 1237 г., во время великого магистрата Германа Зальца, когда на заседании капитула в Марбурге было заявлено о пристрастии к средиземноморским идеям. В 1299 г., во время великого магистрата Готфрида фон Гогенлоэ, братья ордена в Пруссии выступили против подобных идей на собрании глав в Эльбинге [12].
Великий магистр Готфрид фон Гогенлоэ
Осталось выяснить примерное расстояние между Римом, Венецией, Святой Землей и Пруссией. Если расстояние между Римом и Святой Землей составляло около 2 160 км, то между Римом и Мариенбургом [Мальборком] в Пруссии, будущей штаб-квартирой Ордена, – около 1 400 км, что дает Мариенбургу преимущество в более чем 600 км в плане близости. Венеция располагалась еще ближе к Риму, а именно на расстоянии около 515 км. Но и это еще не все. С 1278 года римская курия аннексировала Болонью и Романью [13], что приблизило их к Венеции на 100 км, а с 1309 года она также пыталась захватить Феррару [14], что потенциально еще больше приблизило ее к Венеции. Конечно, следует учитывать, что путешествие в Святую землю обычно осуществлялось на кораблях, а значит, добраться до Святой земли можно было быстрее, чем до Балтийского региона. В то время как путешествие в Мариенбург в Пруссии предполагало конные переезды и переход через Альпы. Таким образом, путь в Мариенбург был более тяжелым, длительным и сопряженным с большими трудностями, чем путешествие на корабле в Палестину. Ведь если садиться на корабль в Данциге [Гданьске], то в Брюгге необходимо было пересаживаться на итальянские галеры, так как когги [cредневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом площадью 150-200 м². Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов. – прим. пер.], пересекающие Северное и Балтийское моря, обычно не выходили за пределы Брюгге. Кроме того, путешествие на корабле из Данцига в Рим было сопряжено с определенными опасностями. Более того, мы знаем, что путешествие между Мариенбургом и Римом, а также Авиньоном обычно осуществлялось по суше и лишь изредка по морю. Из Мариенбурга великий магистр обычно отправлял своих посланников к папе по суше [15].
В 1291 г., вскоре после падения Акры, вновь избранный великий магистр Конрад фон Фейхтванген вынужден был признать, что штаб-квартира ордена переносится в Венецию. Мы не знаем точно, согласился ли Конрад на этот переезд в Венецию или нет, был ли это компромисс, как предполагают некоторые историки, или нет [16]. Сохранившиеся свидетельства не содержат ответа на этот вопрос. Письменные источники, связанные с избранием великого магистра, или записки с указанием позиции руководства ордена, если такие документы когда-либо вообще существовали, не сохранились [17]. Ни одно другое свидетельство, содержащее однозначный ответ, до нас не дошло. Тем не менее представляется несомненным, что во время выборов главы большинство братьев Тевтонского ордена требовало от него какой-то средиземноморской программы. В конце концов, папа как покровитель Тевтонского ордена требовал подобной программы и даже оказывал помощь в ее реализации [18].
Великий магистр Конрад фон Фейхтванген
В отличие от Кипра, венецианское командорство находилось в непосредственной близости от бейливиков Германской империи. Ордену принадлежали дома и владения не только в Северной Италии, но и к югу от Альпийских перевалов, особенно в предгорьях Альп на севере и дальше [19]. Однако мы не знаем, повлияло ли географическое положение венецианского командорства каким-либо образом на решение руководства ордена. Но что представляется несомненным, так это то, что соображения, связанные с венецианским флотом, были одним из решающих факторов [20].
Некоторые историки считают, что именно Конрад фон Фейхтванген [1291-1296 гг.] после избрания на пост великого магистра планировал перенести штаб-квартиру ордена из Венеции в Мариенбург [21]. Однако такой план, если он вообще существовал, нигде в сохранившихся документах не встречается. Не исключено, что такой план был у великого магистра Конрада из Фойхтвангена. Однако ему не удалось воплотить этот потенциальный план в жизнь, вероятно, потому, что слишком велико было сопротивление братьев ордена, чьи идеи по-прежнему были направлены на реализацию средиземноморской программы и, возможно, на завоевание святых мест на Востоке. Очевидно, что время для нового переезда штаб-квартиры Ордена еще не пришло.
Оба преемника Конрада – Готфрид фон Гогенлоэ [1297-1303 гг.] и Зигфрид фон Фейхтванген [1303-1311 гг.] – были связаны с венецианской штаб-квартирой на основании дополнений к уставу ордена. Что касается Зигфрида Зигфрид фон Фейхтвангена , чьи родственные связи с Конрадом, если они вообще существовали, остаются неясными [22], то, как будет показано далее, это относилось только к первым годам его пребывания на посту великого магистра, а именно до 1309 года. Согласно дополнениям к уставу, принятым капитулом, великий магистр зависел от доброй воли немецкого магистра [Deutschmeister], а также двух магистров – Пруссии и Ливонии. Можно сказать, что великий магистр был «огражден» в пределах венецианского командорства. В лучшем случае он мог передвигаться в пределах бейливика Ломбардии, так называемой материковой части Венеции. Без согласия трех других магистров или, по крайней мере, немецкого, ему не разрешалось пересекать Альпы [23]. Более того, прежде чем отправиться в путешествие, он должен был получить приглашение от одного из других магистров. Хотя в сохранившихся рукописях это условие не приписывается какому-либо конкретному великому магистру, Макс Перлбах относит его к великому магистру Зигфриду фон Фейхтвангену. Однако аналогичная статья, являющаяся частью предвыборного соглашения, может быть приписана предшественнику Зигфрида, Готфриду фон Гогенлоэ, и в этом случае рукописи подтверждают, что Готфрид дал согласие на эту статью [24]. Хотя эти две статьи не идентичны и предполагают разные предпосылки, в конечном итоге невозможно решить, кому из двух великих магистров следует приписать ограничивающую вторую статью [25]. Это может стать проблемой для будущих научных исследований, но в данном случае она не имеет большого значения.
Пока же остается нерешенным вопрос о том, связывало ли это условие уже Готфрида фон Гогенлоэ или же оно вступило в силу только после перехода Зигфрида фон Фейхтвангена на должность великого магистра. В любом случае великий магистр, глава ордена, терял контроль над теми магистрами, которые обычно ему подчинялись. С тех пор великий магистр должен был полагаться на доходы орденского дома в Венеции или, в лучшем случае, на доходы бейливика Ломбардии [26]. Кроме того, нет никаких доказательств передачи товаров или денег из бейливиков немецкого магистра, не говоря уже о территориях магистров Пруссии или Ливонии, великому магистру в Венеции. Подобные оговорки постепенно приводили к тому, что должность великого магистра постепенно сокращалась в пользу должности немецкого магистра, а также магистров Пруссии и Ливонии. В то время как великий магистр был вынужден зависеть от Венеции и Ломбардского бейливика, регионы к северу от Альп оставались свободными от притязаний главы ордена. Положение других орденских бейликов на Средиземном море, особенно Апулии и Сицилии, остается неясным, поскольку соответствующие документы не сохранились. Вероятно, они также не участвовали в доходах великого магистра, поскольку нет никаких свидетельств их участия.
Теперь, когда мы выяснили общее положение главы ордена в Венеции, перейдем к оценке характера нового великого магистра Зигфрида фон Фейхтвангена [1303-1311 гг.]. Судя по всему, он был слабым человеком, поскольку почти не сохранилось ни одной его хартии, по крайней мере тех, которые можно однозначно приписать ему. Кроме того, Петр Дусбургский почти ничего не говорит о нем [27]. Петр был самым важным летописцем ордена. Вероятно, он жил в Ордене после того, как Зигфрид стал его гроссмейстером. По словам Петра, именно великий магистр Вернер фон Орзельн [1324-1330 гг.] побудил его к написанию хроники [28], и он долго оплакивал убийство Вернера [29]. Таким образом, Петр писал во время великого магистрата Вернера, второго преемника Зигфрида.
Великий магистр Зигфрид фон Фейхтванген
В период правления Зигфрида фон Фейхтвангена [1303-1311 гг.] возникли и другие проблемы, которые, судя по всему, делали дальнейшее пребывание ордена в Венеции либо затруднительным, либо невозможным. Это, во-первых, судебный процесс над тамплиерами, во-вторых, угроза автономии Тевтонского ордена, связанная с предложением объединить все военные ордена в один [что также являлось серьезной угрозой с точки зрения госпитальеров], и, в-третьих, угроза, которую представлял для Венеции папский интердикт в сочетании с объявлением «крестового похода» против Венеции. Несмотря на то, что эти три проблемы не фигурируют в собственных источниках ордена как причины для переноса штаб-квартиры, вполне понятно решение великого магистра переехать в прусский Мариенбург. Однако действительно ли эти три проблемы повлияли на переезд, остается открытыми для догадок и интерпретаций историков, писавших после великого магистра Зигфрида.
Судебный процесс над тамплиерами мог представлять угрозу для Тевтонского ордена или, по крайней мере, для его руководства, особенно для великого магистра. 14 сентября 1307 г. французский король Филипп IV тайно поручил своим чиновникам следить за братьями-тамплиерами и собирать против них улики. Однако Тевтонский орден и его высшее руководство не могли этого знать. 13 октября того же года королевские чиновники начали арестовывать тамплиеров. Поначалу все ограничивалось французским королевством и зоной влияния Филиппа IV. Однако вскоре королю удалось привлечь на свою сторону папу римского. В 1311-1312 гг. на Вьеннском соборе папа передал имущество тамплиеров госпитальерам, но при этом ему пришлось пойти на различные уступки и исключения в ряде европейских королевств [30].
Публичные разбирательства французского короля с тамплиерами после 13 октября 1307 г., вероятно, не слишком беспокоили братьев Тевтонского ордена, тем более что во французском королевстве у них не было важных владений. Да и вообще, размеры орденских владений там были незначительны и вряд ли заслуживали упоминания [31]. Однако после того, как папа, по-видимому, встал на сторону французского короля и стал угрожать роспуском ордена тамплиеров, Тевтонский орден или его руководство могли встревожиться. Однако о Тевтонском ордене мы знаем очень мало, поскольку Петр Дусбургский почти ничего не сообщает об этом периоде. Тем не менее, Арно Ментцель-Рейтерс интерпретировал некоторые слова хрониста как отголосок надвигающейся опасности, которая грозила ордену в то время. Петр из Дусбурга утверждает, что в те дни братья ордена были измучены multis tribulacionibus, то есть «многими невзгодами» или durch viele Widerwartigkeiten в немецком переводе Клауса Шольца и Дитера Войтецкого. Поэтому Зигфрид фон Фойхтванген потребовал от братьев-священников, чтобы после часов они читали антифон [в католическом богослужении — рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней: Magnificat, Песнь библейская [canticum] – прим. пер.] Salve regina с коротким стихом In omni tribulacione и молитвой Protege Domine, а братья-миряне читали Ave Maria для почитания Пресвятой Девы, дабы ослабить гнет [turbacio] [32]. Арно Ментцель-Рейтерс расценил это как намек на то, что Тевтонский орден имел дело с судом над тамплиерами [33].
Возможно, так оно и есть, но тогда это было бы довольно скрыто и могло бы быть истолковано иначе, а именно как ссылка на то, что великий магистр был «огражден» в Венеции, или на другие вопросы, о которых будет сказано позже. Сообщая о падении ордена тамплиеров, хронист, судя по всему, не проявляет особых эмоций [34]. Поэтому трудно рассматривать рассказ Петра Дусбургского как отражение позиции, которую занимало руководство ордена в то время. Поскольку в историографии Тевтонского ордена о суде над тамплиерами сообщает только Петр Дусбургский, а рассказ Николаса фон Ерошина является более поздним и основан на рукописи Петра, можно с известной долей осторожности утверждать, что Тевтонский орден или, по крайней мере, его руководство были затронуты роспуском ордена тамплиеров в той мере, в какой он представлял собой судебный процесс против родственного учреждения. Таким образом, нет ничего надуманного в том, чтобы рассматривать процесс над тамплиерами как возможную причину переноса штаб-квартиры Тевтонского ордена.
Другой проблемой был интердикт, наложенный папой Климентом V на Венецию. После смерти Аццо д’Эсте в 1308 г. папа от имени папских государств заявил о своей власти над Феррарой, отменив тем самым соответствующие претензии Венеции [35]. Папа наложил интердикт и пригрозил «крестовым походом», а сочетание интердикта с призывом к «крестовому походу» вызвало немалую словесную шумиху [36]. Впрочем, шумиха не осталась без последствий. Для Венеции борьба за Феррару закончилась поражением. Тем временем для Тевтонского ордена и его штаб-квартиры в Венеции ситуация становилась все более щекотливой. В Италии орден не мог занять позицию против папы, который, в конце концов, был его защитником. В соответствии с интердиктом ордену разрешалось совершать мессу только за закрытыми дверями, и то только для своих членов и филиалов. Ордену и его представителям запрещалось вести переговоры с представителями городских властей, иначе они сами рисковали попасть под интердикт. Великий магистр и его сотрудники не могли и не имели права обсуждать с членами городского руководства планы нового крестового похода против мусульман с целью повторного завоевания Святой земли. Таким образом, братья Тевтонского ордена в Венеции оказались в изоляции. Что же делать ордену в случае захвата Венеции папскими войсками? В любом случае, не имея возможности защищаться, орден должен был надеяться на снисхождение со стороны папских войск и их руководителей. Как выяснилось, до этого дело не дошло, но такой вариант развития событий показался бы членам ордена весьма правдоподобным. Однако, несмотря на то, что подобный вариант развития событий, безусловно, имеет смысл, в сохранившихся источниках нет никаких подтверждений ни ему, ни другим возможным причинам.
Возможно, существовала и третья проблема. С конца XIII – начала XIV в. ведущие клирики и священники призывали к слиянию, объединению всех военных орденов, чтобы обеспечить более эффективное противостояние мусульманским правителям, чем то, которое демонстрировали различные военные ордена в XIII веке. Эта идея циркулировала еще до 1291 г., а падение Акры только увеличило число и объем ее сторонников [37]. Нет необходимости обсуждать здесь особенности различных предложений. Достаточно сказать, что различные трактаты существуют, но при этом в собственных источниках Тевтонского ордена они не рассматриваются. Неизвестно, боялись ли братья или руководство ордена соответствующей дискуссии. Впрочем, это тоже могло послужить причиной переноса штаб-квартиры ордена из Венеции в Мариенбург.
Эти три проблемы, в особенности суд над тамплиерами, могли побудить руководство Тевтонского ордена в Венеции и в других командорствах перенести свою штаб-квартиру. Возможно, этому способствовало и ослабление оппозиции средиземноморской фракции ордена. Во всяком случае, в 1309 г. штаб-квартира Тевтонского ордена была перенесена в Мариенбург, о чем сообщает Петр Дусбургский [38]. Впоследствии это было признано одним из великих деяний Зигфрида фон Фейхтвангена [39]. Однако, в зависимости от точки зрения, переезд в Мариенбург рассматривался совершенно по-разному. Польские историки отмечают, что с момента завоевания и оккупации Померелии в 1309 г. Мариенбург стал центром владений Ордена, поэтому перенос его штаб-квартиры в Мариенбург вполне объясним [40]. Немецкие историки склонны рассматривать суд над тамплиерами как решающий фактор, а завоевание и оккупацию Померании – как фактор, способствующий этому [41]. В результате многолетних научных дискуссий немецко-польские разногласия по этому вопросу утратили свою остроту. Польские историки также согласны с тем, что не существует единого объяснения решения Тевтонского ордена перенести свою штаб-квартиру в Мариенбург [42].
Но именно ли Зигфрид фон Фейхтванген, проживавший в то время в Венеции, принял решение о переносе штаб-квартиры из города в лагуне в Мариенбург? Он ли его разрабатывал, внедрял, а в итоге реализовал или поручил реализовать? Подобные вопросы должны вызывать у историков чувство неловкости, поскольку такие решения трудно совместить с очевидным характером Зигфрида. Либо он был слабохарактерным, как уже говорилось выше, либо он был способен принимать такие решения и самоутверждаться. Мы не знаем этого наверняка, поскольку летописцы не дают нам достаточного представления о Зигфриде.
С учетом того, что установлено на сегодняшний день, представляется более вероятным, что Зигфрида фон Фейхтванген подтолкнули его советники. Вероятно, они отправили его, главу ордена, из Венеции в безопасный Мариенбург в Пруссии, замок, который действительно становился центром орденской мощи. Однако следует помнить, что замок 1309 г. был далек от сложной и обширной структуры более поздних лет [43]. Мариенбург 1309 г. находился на уровне командорства, окруженного болотами и водой. По крайней мере, он уже был – как один из первых замков такого рода – спроектирован в виде квадрата и построен из кирпича [44]. Однако начало Мариенбурга было скромным и далеко не представительным. Более того, архив ордена до поры до времени оставался в венецианском командорстве.
О том, что Зигфрид фон Фейхтванген делал в Мариенбурге, сегодня почти ничего нельзя установить. Как это было свойственно ему в Венеции, Зигфрид молчал. Фактические дела, по-видимому, решал бывший ландмейстер Пруссии Генрих фон Плоцке, занимавший теперь пост великого командора [45]. Зигфрид оставил в Венеции несколько ключевых лиц, но и они вскоре разъехались по другим регионам [46]. Таким образом, похоже, что Зигфрид фон Фейхтванген был отправлен в Пруссию, а Мариенбург стал его компенсацией.
Если Зигфрид действительно был отправлен в Пруссию своими венецианскими советниками, то у этих советников, среди которых были высшие должностные лица ордена, в том числе его верховный маршал, великий командор и другие, было несколько причин для этого. Не последнюю роль в этом сыграли и три упомянутые ранее проблемы, в частности, судебный процесс над тамплиерами. Кроме того, положение и влияние средиземноморской фракции ордена находилось в упадке. В Пруссии этот довольно слабый великий магистр оказался в окружении братьев, которые определяли реальные дела ордена и привыкли к этому. Они низвели великого магистра в Мариенбург, в то время мало престижное место. Только его преемники, в частности Карл фон Трир [1311-1324 гг.] и Вернер фон Орзельн [1324-1330 гг.], смогли превратить Мариенбург в центр орденского господства в Пруссии и за ее пределами. Поскольку Карл Трирский вынужден был покинуть Пруссию в 1317 г., основная часть этих преобразований должна была быть осуществлена Вернером и его преемниками [47].
Начиная с Петра Дусбургского и до всех последующих авторов и историков, перенос штаб-квартиры Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург рассматривается как одно из великих деяний Зигфрида фон Фейхтвангена. Основание для такой точки зрения заложил Петр Дусбургский, возможно потому, что уже в его время орденская традиция считала этот переезд достойным внимания достижением. Однако следует подчеркнуть, что в конечном итоге этот переезд был вызван довольно неожиданными проблемами, которые, безусловно, не зависели от великого магистра Тевтонского ордена. Жалобы прусских братьев ордена были услышаны сравнительно рано, но они не стали причиной переезда великого магистра. После прибытия Зигфрида в Пруссию он, как и в Венеции, замолчал и предоставил фактические дела ордена другим. Тем не менее, имя великого магистра Зигфрида фон Фейхтвангена неразрывно связано с переносом штаб-квартиры Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург. И, судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится.
Клаус МИЛИТЦЕР
Профессор истории Средних веков в университете г.Бохум [Германия]
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Alain Demurger, Chevaliers du Christ: Les ordres religieux-militaires au Moyen Age, XIe—XVIe siècle (Paris 2002), 215-17.
[2] Klaus Militzer, Von Akkon zur Marienburg: Verfassung, Verwaltung und Sozialstruktur des Deutschen Ordens 1190—1309, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 56 (Marburg 1999), 153-64; Udo Arnold, «Der Deutsche Orden und Venedig, » in Deutscher Orden und Preußenland: Ausgewählte Aufsätze anläßlich des 65. Geburtstages, ed. Udo Arnold, Bernhart Jähnig, and Georg Michels, Einzel¬schriften der Historischen Kommission fur Ost- und Westpreußische Landesforschung 26 (Marburg 2005), 207—24, here 210 (first published 1994). Arnold provides additional information and possible reasons why the Teutonic Order chose Venice as its headquarters.
[3] See Hans Eberhard Mayer, Geschichte der Kreuzzüge, 8th ed. (Stuttgart-Berlin-Cologne 1995), 16—17, 251; Jonathan Piley-Smith, The Crusades: A Short History (London 1987), 14-17.
[4] See now also Shlomo Lotan, «Hermann von Salza und sein Beitrag zur Friedensstiftung im lateinischen Osten, » in Sprache, Macht, Frieden: Augsburger Beiträge zur Historischen Friedens- und Konfliktforschung, ed. Johannes Burkhardt, Kay-Peter Jankrift, and Wolfgang E. J. Weber, Documenta Augustana Pacis 1 (Augsburg 2014), 155—72.
[5] Hubert Houben, «I cavalieri teutonici nel Meditarraneo orientale (sec. XII-XV), » in I cavalieri teu¬tonici tra Sicilia e Mediterraneo: Atti del convegno internazionale di studio, Agrigento, 24—25 marzo 2006, ed. Antonio Giuffrida, Hubert Houben, and Kristjan Toomaspoeg, Acta theutonica 4 (Galatina 2007), 47—74, here 64—7. Hubert Houben, «Die Landkomture der Deutschordensball ei Apulien, » Sacra Militia: Rivista di storia degli ordini militari 2 (2001): 115—54, here 127—8, doubts that Guido Amendola hailed from the Holy Land. On page 127 Houben establishes that, after the fall of Acre in 1291, the bailiwick of Apulia lost its function as a supply base for the Holy Land.
[6] Militzer, Von Akkon zur Marienburg, 336—86.
[7] See Werner Paravicini, Die Preußenreisen des europäischen Adels, 2 vols., Beihefte der Francia 17. 1—2 (Sigmaringen 1989—1995), passim.
[8] See the papal privileges in Tabulae ordinis Theutonici ex tabularii regii Berolinensis codice potissimum, ed. Ernst Strehlke (Berlin 1869), nos. 203, 206—9. For additional papal privileges see the respective car¬tularies («Urkundenbücher») for Prussia and Livonia: Preußisches Urkundenbuch, 6 vols., ed. Rudolf Philippi, Carl Peter Woelky, August Seraphim, Max Hein, Erich Maschke, Hans Koeppen, and Klaus Conrad (Königsberg-Marburg 1882—2000); Liv-, esth- und kurländisches Urkundenbuch nebst Regesten, Div. 1, 12 vols., ed. Friedrich Georg von Bunge, Hermann Hildebrand, Philipp Schwartz, and August von Bulmerincq (Reval-Riga-Moscow 1853—1910); Regesta historico-diplomatica Ordinis S. Mariae Theutonicorum, 1198—1525, ed. “Walther Hubatsch, 2 vols. (Göttingen 1948).
[9] See Marian Biskup and Gerard Labuda, Die Geschichte des Deutschen Ordens in Preußen: Wirtschaft, Gesellschaft, Staat, Ideologie (Osnabrück 2000), 252—4; Hartmut Boockmann, Der Deutsche Orden: Zwölf Kapitel aus seiner Geschichte (Munich 1981), 108—14. See also Andrzej Radzimiński, Kirche und Geistlichkeit im Mittelalter: Polen und der Deutsche Orden in Preussen (Toruń 2011), 252.
[10] See Jan-Erik Beuttel, Der Generalprokurator des Deutschen Ordens an der römischen Kurie: Amt, Funktion, personelles Umfeld und Finanzierung, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 55 (Marburg 1999), 21-6.
[11] See, for example, Boockmann, Der Deutsche Orden, 93-114, 181-96.
[12] Militzer, Von Akkon zur Marienburg, 147, 162—3.
[13] See Lexikon des Mittelalters, vol. 2 (Munich-Zurich 1983), 372 (s. v. «Bologna»).
[14] See Lexikon des Mittelalters, vol. 4 (Munich-Zurich 1989), 387—8 (s. v. «Ferrara»); Handbuch der europäischen Geschichte, vol. 2, ed. Theodor Schieder (Stuttgart 1987), 638.
[15] See Beuttel, Generalprokurator, 196—205. For the rare evidence of travel by land and — hardly ever — by sea, see Die Berichte der Generalprokuratoren des Deutschen Ordens an der Kurie: Die Geschichte der Generalprokuratoren von den Anfängen bis 1403, vol. 1, ed. Kurt Forstreuter, Veröffentlichungen aus den Archiven Preußischer Kulturbesitz 12 (Göttingen 1961), passim.
[16] Most recently Ulrich Niess, «Konrad von Feuchtwangen, » in Die Hochmeister des Deutschen Ordens 1190—2012, ed. Udo Arnold, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 40 (Wei¬mar 2014), 41-5, here 43.
[17] For the election of the grand master, see the stipulation in the Orders customs: Max Perlbach, Die Statuten des Deutschen Ordens nach den ältesten Handschriften (Halle an der Saale 1890), 92—5. The customs do not require any written records in conjunction with the election of the grand master. See also Reinhard Wenskus, «Das Ordensland Preußen als Territorialstaat des 14. Jahrhunderts, » in Der deutsche Territorialstaat im 14. Jahrhundert, vol. 1, ed. Hans Patze, Vorträge und Forschungen 13 (Sigmaringen 1970), 347-82, here 370-2; Hans Patze, «Neue Typen des Geschäftsgutes im 14. Jahrhundert, » in Der deutsche Territorialstaat, ed. Patze, 9—64, here 19, 43, 50—2; Boockmann, Der Deutsche Orden, 194. Nonetheless, there must have been some written records even if they have not survived: see Perlbach, Statuten, 161 no. 8: Item volumus, ut commendatores, qui destituuntur, succes- soribus domus bona sub scripto et fratrum testimonio représentent. A letter by Eberhard of Sayn, dated to 1251, now also in Visitationen im Deutschen Orden im Mittelalter, 3 vols., ed. Marian Biskup and Irena Janosz-Biskupova, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 50. 1—3 (Marburg 2002—2008), here vol. 1, 5. See Militzer, Von Akkon zur Marienburg, 347.
[18] Klaus Militzer, «Die Übersiedlung Siegfrieds von Feuchtwangen in die Marienburg, » Ordines militares, Colloquia Torunensia historica: Yearbook for the Study of the Military Orders 16 (2011): 47—61, here 53—4. The move has been interpreted as a «compromise» in Niess, «Konrad von Feuchtwangen, » 41—5. For further references, see Klaus Militzer, Die Geschichte des Deutschen Ordens, 2nd ed. (Stuttgart 2012), 40.
[19] See the maps in Klaus Militzer, Die Entstehung der Deutschordensballeien im Deutschen Reich, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 16 (Marburg 1981); Klaus Militzer, Die Balleien des Deutschen Ordens in „deutschen und welschen Landen « um 1400, Part 1, Historisch-geographischer Atlas des Preußenlandes 11 (Stuttgart 1985).
[20] Militzer, Geschichte, 40.
[21] See, for example, Niess, «Konrad von Feuchtwangen, » 42. At any rate, Peter of Dusburg does not report any such plan: Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie / Peter von Dusburg, Chronik des Preußenlandes, ed. Klaus Scholz and Dieter Wojtecki, Ausgewählte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters, Freiherr vom Stein-Gedächtnisausgabe 25 (Darmstadt 1985), 380 no. 3, 264: frater Conradus de Wucgwangen magister generalis domus Theutonice venit ad terram Prussie viden- sque ipsam innumeris oppressam tribulacionibus fratres verbis et exhortacionibus salutiferis confortans per dona magnifica consolatur. See also, for a by no means outdated portrayal, Udo Arnold, «Konrad von Feuchtwangen, » Preußenland 13 (1975): 2—34. Arnold, too, suspects a compromise.
[22] Werner Uhlich, «Der Beitrag der Hochmeister Konrad und Siegfried von Feuchtwangen zur Geschichte des Deutschen Ordens, » Feuchtwanger Heimatgeschichte 2 (1990): 9—125, here 83, suspects that he was Konrad’s nephew and considers it «very likely» («sehr wahrscheinlich») that they were related.
[23] Perlbach, Statuten, 145: Wi setten, datte meester uut deme hovethuse des oerdens over dat ghebercht niet en vare, hi en werde gheladen van saken, als hierna bescreven is, van heme der drier lande ghebieder Duutschlant, Lijflant, Prusen.
[24] Perlbach, Statuten, 144: Wir setzen daz, ob der hômeistergeladen wirt mit gewonlicher ladunge sines capiteles unde zu der dritten ladunge nicht enkumet, daz er danne ungehorsam sie worden, unde daz ime nieman sai gehorsam sin, unde sines amtes ledic sal sin unde daz man einen anderen nemen muge.
[25] Perlbach, Statuten, 145—6, with an attribution to Siegfried of Feuchtwangen, but without presenting any corroboration from the manuscripts for this attribution. In agreement with Perlbach was Ulrich Niess, Hochmeister Karl von Trier (1311—1324): Stationen einer Karriere im Deutschen Orden, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 47 (Marburg 1992), 23—4. This view has been opposed by Kurt Forstreuter, Der Deutsche Orden am Mittelmeer, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 2 (Bonn 1967), 194—5; Arnold, «Konrad von Feuchtwangen, » 29; Militzer, Entstehung, 144; Militzer, Von Akkon zur Marienburg, 159—60, with additional references. See also Militzer, «Übersiedlung, » 54—5.
[26] Piotr Cierzniakowski, «L’Ordine Teutonico nell’Italia settentrionale, » in L’Ordine Teutonico nel Medi- terraneo: Atti del convegno internazionale di studio, Torre Alemanna (Cerignola), Mesagne, Lecce, 16—18 ottobre 2003, ed. Hubert Houben, Acta theutonica 1 (Galatina 2004), 217—35; Kristjan Toomaspoeg, «La fondazione della provincia di ‘Lombardia’ dell’ordine Teutonico (secoli XIII-XIV), » Sacra militia 3 (2002): 111-56, here 111-45.
[27] For his alleged statements regarding the Templar Trial, see later.
[28] Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 26: epistola, dated to 1326. See also Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 7—14; Arno Mentzel-Reuters, «Pierre de Dusburg, » in Prier et combattre: Dictionnaire européen des ordres militaires au Moyen Âge, ed. Nicole Bériou and Philippe Josserand (Paris 2009), 722—3, with additional references.
[29] Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 553—4, suppl. 20.
[30] Julien Théry, «Procès des Templiers, » in Prier et combattre, ed. Bériou and Josserand, 743—51, with additional references.
[31] Thomas Krämer, «Der Deutsche Orden im heutigen Frankreich: Ein Beitrag zur Ordensgeschichte im Königreich Frankreich und im Midi, » in L’Ordine Teutonico nel Mediterraneo, ed. Houben, 237—76, here 246-54.
[32] Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 416 no. 305: Hoc tempore fratres oppressi fuerunt multis tribulacionibus. Unde statuit idem frater Syfridus magister, quod post singulas horas fratres clerici antiphoniam: «Salve regina» cum versiculo: «In omni tribulacione» et collecta: «Protege Domine, » et layci fratres unum «Ave Maria» dicerent ob reverenciam beate virginis, ut per eius intercessionem dieta turbacio posset aliqualiter mitigari.
[33] Arno Mentzel-Reuters, Arma spiritualia: Bibliotheken, Bücher und Bildung im Deutschen Orden, Beiträge zum Buch- und Bibliothekswesen 47 (Wiesbaden 2003), 30—1.
[34] Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 474 no. IV, 14: Ordo Templariorum anno domini MCXII tempore Paschalis pape II, qui destructus fuit a Clemente papa V in concilio Viennensi anno Domini MCCCXIIXI kalendas Aprilis, pontificatus vero dicti pape anno VII, non per sentenciam defin- itivam, sed per provisionem sedis apostolice tempore Henrici imperatoris VII; or Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 530 no. IV, 109: Anno Domini MCCCXII XI kalendas Aprilis tempore Henrici VII imperatoris ordo Templariorum a Clemente V papa non per sentenciam defìnitam, sed per provisionem sedis apostolic condempnatur in concilio Viennensi.
[35] Handbuch, vol. 2, ed. Schieder, 638; Gerhard Rösch, Venedig: Geschichte einer Seerepublik (Stuttgart 2000), 89; Regestum Clementis papae V, ed. Monachi O. S. Benedicti (Rome 1885—1888), nos. 5024, 5081.
[36] For the definition of «crusade, » see Riley-Smith, Crusades, xxviii—xxix; Jean Flori, «Croisade, » in Prier et combattre, ed. Beriou and Josserand, 276—8, here 278.
[37] See Alain Demurger, «Unions des ordres, » in Prier et combattre, ed. Beriou and Josserand, 944—6, here 944—5; Sylvain Gouguenheim, «Die Vorschläge zum Zusammenschluss der Ritterorden am Ende des 13. und Anfang des 14. Jahrhunderts: Eine Konsequenz der Kritik oder eine Chance? » Ordines militares, Colloquia Torunensia Historica: Yearbook for the Study of the Military Orders 16 (2011): 29—45. See also, for a summarized portrayal, Nikolas Jaspert, Die Kreuzzüge, Geschichte kompatibel, 2nd ed. (Darmstadt 2004), 155.
[38] Petri de Dusburg, Chronica terre Prussie, ed. Scholz and Wojtecki, 414 no. Ill, 304: Anno Domini MCC- CIX frater Syfridus de Wucgwangen magister generalis… venit ad terram Prussie et domum principalem… transtulit ad castrum Mergenburgk in Prussiam.
[39] Boockmann, Der Deutsche Orden, 148—9.
[40] Biskup and Labuda, Geschichte, 284, 299—300.
[41] Bruno Schumacher, Geschichte Ost- und Westpreußens (Würzburg 1959), 46.
[42] Roman Czaja, «Marienburg, auj. Malbork, » in Prier et combattre, ed. Beriou and Josserand, 585—6, here 585. See also Ulrich Ni ess, «Siegfried von Feuchtwangen, » in Hochmeister des Deutschen Ordens, ed. Arnold, 51-6, here 52-3.
[43] Klaus Militzer, «Die Marienburg als Zentrale des Ordens im 14. und 15. Jahrhundert, » in Die Marienburg: Vom Machtzentrum des Deutschen Ordens zum mitteleuropäischen Erinnerungsort, ed. Bernd Ulrich Hucker, Eugen Kotte, and Christine Vogel (Paderborn 2013), 19-33, here 19-20.
[44] See Wiesław Długokęcki and Wiesław Sieradzan, «Malbork, » in Atlas historyczny miast Polskich, vol. 1, 15 (Malbork) (Toruń 2002), 24; Militzer, «Übersiedlung, » 57.
[45] Bernhart Jähnig, «Wykaz, urzędów, » in Państwo zakonu krzyżackiego w Prusach: Podziały adminis¬tracyjne i kościelne w XIII— XVl wieku, ed. Marian Arszyński (Toruń 2000), 95—127, here 101—2; Grischa Vercamer, Siedlungs-, Sozial- und Verwaltungsgeschichte der Komturei Königsberg (13—16. Jahrhundert), Einzelschriften der Historischen Kommission fur ost- und westpreußische Landes-forschung 29 (Marburg 2010), 465.
[46] Militzer, «Übersiedlung, » 58.
[47] For Karl of Trier and Werner of Orseln, see also Klaus Conrad, «Karl von Trier» and «Werner von Orseln, » in Hochmeister des Deutschen Ordens, ed. Arnold, 56—60 and 60—5. For Werner of Orseln s successor, see Simon Helms, Luther von Braunschweig: Der Deutsche Orden in Preußen zwischen Krise und Stabilisierung und das Wirken eines Fürsten in der ersten Hälfte des 14. Jahrhunderts, Quellen und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 67 (Marburg 2009). For the remnants of the Orders archive in Venice, see Ricardo Predelli, «Le reliquie dell’Archivio dell’Ordine Teutonico in Vene¬zia, » in Atti del Reale Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Atti, vol. 64. 2 (Venice 1904/1905), 1379—463.