Top.Mail.Ru
Германия в середине XII века - Страница 3 из 3 - Тамплиеры | milites TEMPLI

Германия в середине XII века

Из сорока епископов, владевших земельными ленами в шести архиепископствах, некоторые считались самыми знатными аристократами, например, епископ Бамбергский, или еще в большей степени епископ Вюрцбургский, иногда претендовавший на юрисдикцию во Франконии. Все эти принцы церкви, к которым следует добавить настоятелей королевских монастырей, подчинялись непосредственно королю, участвовавшему в их избрании согласно условиям Вормского конкордата, подписанного Лотарем III -мы уже писали об этом, – кроме Баварии, где монаршая прерогатива принадлежит герцогу.

Эти принцы (Fursten), как светские, так и духовные лица, представлявшие королевскую власть в различных режимах, составляли верхушку немецкой знати. На следующей ступени за ними стояли крупные аллоидальные собственники, имевшие большие земельные владения и осуществлявшие среди местного населения командное право, и разные богатые люди, находившиеся в вассальной зависимости от вышестоящих. Всю эту знать можно разделить на три категории, которые соответствовали не юридическому происхождению их состояния (наследство или лен), а социальному положения и личному статусу того или иного лица: Неrrеп, знатные сеньоры, владевшие крупными наследствами или ленами; Ritter — рыцари, владевшие маленькими ленами, но знатного происхождения; Dienstmannen – должностные лица, иногда очень состоятельные, но из простых семей, достигшие знатного положения исключительно благодаря службе. Вся эта знать в своих сеньориях правила населением как свободнорожденным, так и крепостным.

Вне этого класса сеньоров существуют округа с иными полномочиями, а именно – города. В Германии, как и в других странах, города – дети торговли. К середине XII века они достигают расцвета, потому что, как уже указывалось, товарообмен активизируется и демография прогрессирует. Особенностьюгородов являлось то, что они родились по королевской инициативе, за сувереном всегда признавалось право открывать рынки – дополнительное доказательство поддержания государственной идеи. Являясь, в первую очередь рынками, города могли развиваться лишь в той мере, в какой это разрешал король.

На самом деле монархи были крайне щедрыми. Они без особых ограничений жаловали своим вассалам-принцам, а особенно епископам экономическую прерогативу, всегда сопровождавшуюся сбором пошлин с торговых операций, чеканкой монеты и ведением междоусобных войн; зато города, куда купцы имели право прибывать в любое время, были поставлены официально под протекцию короля, в безопасности от внутренних войн.

Поэтому города росли либо вокруг административного ядра (в старинных епископских центрах или в бургах сеньоров), либо вблизи от населенных деревенских пунктов, которые со временем должны были слиться с городом и стать Neustadt (новым городом) рядом с первоначально торговым кварталом или Altstadt (старым городом). В XI веке все города управлялись принцами, которым их пожаловал король и доверявшим городское управление одному из своих должностных лиц (Schultheiss). Но с конца XI и в первой половине XII вв. давление купечества, желавшего вырваться из-под жесткой опеки, усиливалось, иногда даже с помощью самого короля, который рад был ослабить влияние принцев и давал купечеству особые привилегии (освобождение от уплаты пошлин, особый статус для горожан, которые все являлись свободными гражданами, участие в администрации). Таким образом, еще более связанные с сувереном горожане устанавливали собственные правила; они имели и представительство старшин в городском магистрате. Недалеко было то время, когда они начнут сами избирать городской совет (Rat), который заменит прежние структуры и заправлять в котором будут они сами. С середины XII века, впрочем, уже начало вырабатываться городское право. Многие города развивались бурными темпами. Самыми активными из них – некоторые мы уже упоминали – были Кельн, который в начале XII века был окружен новой (второй) стеной и чья площадь составила 197 гектаров, чем далеко опередил все остальные города на Западе (при этом его население уступало итальянским городам); в прирейнской Германии – Вормс, Шпейер, Майнц, Базель; в центре – Вюрцбург; на юге – Ратисбонн, Нюрнберг, Бамберг, Аугсбург; на севере – Зост, Фрицлар, Магдебург, Гослар (где купеческие кварталы и старый город соединились в 1108 году), Волин (в устье Одера, на острове Волин, населенном скандинавами, славянами, а также немцами), уже приближавшийся к упадку, Штеттин (где славяне составляют большинство), Бремен, Дортмунд и Гильдесгейм, получившие в ту эпоху свои первые хартии.

Все эти центры, часто обязанные началом своего развития именно тому, что решение правовых вопросов в них было передоверено какому-нибудь принцу, могли ускользнуть от королевской власти. Тем не менее они желали помочь монарху, все чаще выступавшему в роли их защитника и гаранта их прерогатив. Поэтому сеть этих городов и становится элементом сплочения в той сложной среде, коей является Германское королевство. Действительно ли король Германии может быть силен? И насколько?

Повторим, в его актив следует зачесть тот факт, что идея общественной власти продержалась здесь дольше, чем где-либо, что эта идея принадлежала королю и позволяла ему действовать в зависимостиот обстоятельств на всей территории королевства (ни один вассал не мог запретить ему вступить в пределы своих ленных владений) и осуществлять юрисдикцию над всеми свободными людьми. Но не следует делать скороспелых выводов и ограничиваться одной лишь доктриной и учреждением, как это делали и делают до сих пор многие немецкие историки. Конечно, теоретически король имел абсолютное нетираническое право, он мог осуществлять свою миссию везде, но при этом должен был соблюдать правила, четко определенные в клятве, которую он произносил в день коронации и в соответствии с которой он обязался защищать истинную веру (от ереси и раскола), покровительствовать церкви и духовенству (не ограничивая их привилегий) и править по законам, установленным его предками (обычай, налагающий на него обязанности). Из такой концепции королевской власти следует, в принципе, что герцоги и графы выполняли свои функции от его имени и по его доверенности, и что архиепископы и епископы получают свои прерогативы из его рук (regalia). Тем не менее, практически эта высшая юрисдикция наталкивалась на силу самых богатых принцев, которые являлись электорами и всегда ради собственной выгоды могли обратиться к древним законам предков, предпочитая забыть о том, что выполняемые ими функции — это администрирование по доверенности. Ежемоментно политическая реальность зависела от отношений между королем и принцами, и эта взаимосвязь, в свою очередь, зависит от различных факторов.

В пользу трона необходимо отметить, что за ним полностью признавалась обязанность поддержания мира, поэтому-то и имело смысл обращаться в королевские инстанции. Монарх должен во имя почти религиозной обязанности «обеспечить каждому неприкосновенность его юридического статуса независимо от того, идет ли речь о личности или ее имуществе» (Ш.Э. Перрен). А опасность в Германии XII века была велика, как впрочем и везде на Западе. Внутренние войны, которые сеньоры вели для сведения личных счетов – явление постоянное; их жертвами становились не только знать, которой это непосредственно касается, но также люди всех сословий. К тому же бандитизм во всех своих формах нес огромные разрушения и разорял страну. Назначение короля в том и состояло, чтобы воспротивиться этим бедам; он должен был установить в стране мир. Но если в других областях христианского мира, например, во Франции, первой в определении мер по прекращению вооруженных конфликтов выступала церковь (миротворчество, посредничество, перемирия), а короли старались убедить отдельных сеньоров и вместе с ними клялись уважать эти меры, то в Германии, по крайней мере со времен Генриха IV, глава государства сам принимал решение, провозглашая мир (Landfrieden), чему принцы должны были подчиниться и оказывать всемерное содействие.

Вот таким образом во имя мира германский монарх фактически осуществлял две важные прерогативы: призыв вассалов (командное право, позволявшее ему наказывать всякого, кто не подчинится его приказу) и помилование (дававшее ему возможность отменить наказание). Ради содействия в установлении мира он продолжал оставаться высшей судебной инстанцией – решение дел о кровопролитии и дел, могущих повлечь применение смертной казни (поджог, кража, измена, насилие, похищение людей), — которая, будучи теоретически основополагающим атрибутом государства, практически оставалась общественным учреждением. Значит, король является обладателем уголовной юрисдикции, право на которую автоматически получали только маркграфы, тогда как графы и виконты – ибочисто герцогского права не существовало — могли осуществлять юрисдикцию лишь в качестве повинности, полученной от короля. Кроме того, само собой разумеется, что королевский суд являлся также обычным судом второй инстанции для графских учреждений и мог рассматривать дела всего королевства. Установлено также, что никто кроме короля не мог переносить, перемещать, отменять заседания суда, шла ли речь о графских судах как самых главных судах в каждом регионе, или о судах ста присяжных, решающих от имени графа местные дела, как правило, меньшей значимости. Установлено, что если король находился в графстве, то юридические прерогативы графа брал на себя он. В конечном счете это он осуществлял юридическую власть повсеместно, кроме марок.

При рассмотрении прочих королевских прав можно заметить, что они ограничены в той мере, в которой он оказывается не в состоянии сохранить мир для их осуществления.

Таким образом, в военной области прерогатива призыва вассалов обеспечивала ему мобилизацию и командование армией, а также право освобождать от обязанностей (маркграфы и их люди не должны участвовать в походах, целью которых не являются вверенные им пограничные области). Но фактически объявление похода зависело от решения ассамблеи принцев, которое не касается всех свободных граждан королевства, так как монарх мобилизовал только своих непосредственных вассалов и принцев, поставляющих ему заранее определенный воинский контингент из числа их подданных. Таким образом, армия формировалась из конной знати (тактическая эволюция также привела к почти полному сокращению пехоты, что позволяет малоимущим, не имеющим возможности приобрести оружие и конскую сбрую, избежать рекрутского набора). Что касается командования, то если королевское руководство не оспаривалось, войска принцев группировались под знаменами их военачальников — соответственно принцев. Все это характерно для феодальных вооруженных сил. Король первым имел право распорядиться собственной властью, которая велика, но лишь при условии сотрудничества со знатью и при наличии у короля качеств, необходимых для хорошего военачальника, так как авторитет являлся важнейшим элементом для данной системы сотрудничества, основанной на идее, что суверенность принадлежит монарху совместно с аристократией.

В экономическом отношении перечень особых полномочий длинен. Суверенитет имел прерогативы чеканки монеты, установления и взимания торговых и дорожных пошлин, открытия рынков. Но, как мы уже видели, всюду кроме своих собственных поместий и городов с прямым королевским управлением, король пожаловал эти права знати. Поэтому в стране имели хождение различные монеты, например кельнские, которые он не мог контролировать, далее если бы постарался распространить собственную монету, как это сделал Фридрих Барбаросса со своим талером, отчеканенным в Швебиш-Галле. Зато он сохранял власть – и какую – на крупные и малые реки, на леса и копи (он владел серебряными копями в Гарце, вокруг Раммельберга, возле Гослара). В общем-то, никакие пошлины не взимались с его подданных от имени общественной власти; налогов не существует. Король заставлял платить подати только с ленных и наследных владений и в городах.

Как король он был беден, тем более что выборная система помешала созданию настоящей королевской области, которой могли бы пользоваться все монархи независимо от их династического происхождения. В этом состоит существенная разница междунемецкой монархией и королевской властью при Капетингах. Напрасно франконскне императоры, мечтавшие при Генрихе III и Генрихе IV о наследственной власти, пытались создать в районе Гарца некий резерв власти для трона. Им это не удалось.

Конечно, наряду с правами, выражавшими его общественную миссию, и помимо архиепископов и епископов, а также нескольких городов, король располагал некоторыми поместьями, называемыми королевскими или императорскими владениями: землями, замками, городскими дворцами. Но эти владения были разбросаны по всему королевству; они несомненно облегчали осуществление управления, но не представляли никакой реальной силы. У короля далее не было столицы. Чтобы производить должное впечатление, он должен был рассчитывать почти исключительно на свое личное имущество, которое получил от своей семьи еще в бытность принцем и к которому практически добавлял теперь имущество монархии.

Еще одна помеха в формировании настоящей королевской области – довольно рудиментарная административная структура. Для управления страной суверен окружил себя священниками королевской капеллы, одни из которых выполняли при его дворе чисто духовные функции, в то время как другие составляли персонал королевской канцелярии. Она и являлась единственным настоящим «министерством». С виду учреждение со сложной структурой, в действительности же она была задумана очень просто. Был архиканцлер Германии, прелат из высшего духовенства (как правило, это архиепископ Майнцский), как и его коллеги верховные канцлеры Италии (архиепископ Кельнский) и Бургундии (чаще всего архиепископ Безансонский); ко имелось всего одно подразделение, теоретически руководимое этими тремя лицами, а практически подчиненное своему собственному начальнику – рейхсканцлеру, участвовавшему вместе со своими подчиненными в управлении не только Германским королевством, но и всей империей. Для центрального руководства имелся также двор с советниками короля – его родственниками, друзьями, лично преданными ему должностными лицами, чье положение крепостной знати зависело от королевских милостей — и с четырьмя высшими служителями: дворецким, стольником, маршалом и постельничим, чьи чисто почетные обязанности традиционно выполнялись пфальцграфом Рейнским, герцогом Богемским, герцогом Саксонским и герцогом Швабским.

Ступенькой ниже нет ничего. На местах функции графов феодализируются. Единственным органом, представлявшим одновременно центральную и местную власти, являлось собрание принцев, сейм (германский, когда там собирались только немцы, имперский в остальных случаях). Но он все чаще выступал в качестве феодальной ассамблеи, объединявшей вассалов монарха.

В этом и состояла главная реальность, а именно феодализм, мешавший королю постоянно осуществлять свою власть над сеньорами. Конечно, следуя традициям Отгона, он имел, во всяком случае теоретически, не только обычные права сюзеренности, ибо все принцы (герцоги, маркграфы, графы, виконты и высшее духовенство) присягали ему на верность, даже если они помимо того клялись ему в верности в благодарность за пожалованные им лены (что бывало чаще всего). Отсюда следует, что они должны были подчиняться его приказам, особенно если эти приказы одобрялись сеймом, тогда как клятва в верности обязывала их только давать ему советы, поддерживать в судебных делах, оказывать финансовую помощь в особых случаях и военную помощь определенное количество дней. Если принц нарушал своюклятву верности, монарх мог наказать его и даже лишить титула и должности. Но, как считала знать, надо еще, чтобы это одобрило собрание принцев, и обычно, если феодальный суд постановлял о конфискации ленного владения принца (герцога, маркграфа или графа), то этот лен вновь жаловался другому лицу. Единственным преимуществом, которое монарх мог извлечь из этой процедуры, являлось право выбора нового обладателя лена.

В итоге все это доказывает, что в решении государственных вопросов (верность королю, подчинение его приказам) феодальные обычаи и особенно последнее слово оставались за монархом в той мере, в которой он был силен своей собственной властью как в самой Германии, так и в других королевствах.

Пако М. “Фридрих Барбаросса” 1998 Издательство: Феникс

Тамплиеры | milites TEMPLI