Объединение князей перед Триполи в 1109 г. стало высшим пунктом в деятельности короля Бодуэна, он предстал для всех верховным властителем франкского Востока. Перед его решением смирился даже формально независимый Танкред Антиохийский. Бодуэн достиг этого положения благодаря энергичному и смелому труду по построению королевства. Но весной 1101 г. это все еще нужно было осуществить.
ВОЙНЫ С ЕГИПТОМ. ВЗЯТИЕ ЦЕЗАРЕИ
Объединение князей перед Триполи в 1109 г. стало высшим пунктом в деятельности короля Бодуэна, он предстал для всех верховным властителем франкского Востока. Перед его решением смирился даже формально независимый Танкред Антиохийский. Бодуэн достиг этого положения благодаря энергичному и смелому труду по построению королевства. Но весной 1101 г. это все еще нужно было осуществить.
В начале весны 1101 г. Бодуэн узнал, что через Трансиорданию движется богатый арабский род. Он пересек с отрядом Иордан и ночью напал на лагерь арабов. Большинство мужчин были убиты, женщины и дети угнаны в плен, нападавшим досталось много денег и ценных вещей. Среди пленных была жена главы рода – шейха, вскоре она должна была родить. Узнав об этом, Бодуэн приказал освободить ее вместе с ее служанкой, двумя верблюдицами и большим запасом еды и питья. Вскоре она благополучно родила на краю дороги, где и нашел ее муж. Он приехал к Бодуэну, поблагодарил его и и сказал, что всю жизнь будет помнить его благодеяние.
Немного поправились и денежные дела: Дукак прислал 50 тысяч безантов – выкуп за пленных, взятых на Собачьей реке; напуганные города Арсуф, Цезарея, Тир и Акра прислали послов с богатыми подарками. Бодуэна не оставляли мысли о завоевании Арсуфа и Цезареи: необходимо было овладеть непрерывной береговой полосой от Яффы до Хайфы. 15 апреля 1101 г. к берегам королевства подошел большой генуэзский флот, с которым прибыл новый папский легат Мориц, кардинал-епископ Порто.
Бодуэн с радостью встретил генуэзцев, старых соперников пизанцев, рассчитывая найти в них замену небольшому пизанскому флоту, сопровождавшему его недруга Даимберта. Он пригласил легата и начальников эскадры на Пасху (21 апреля) в Иерусалим и заключил с ними договор, по которому они на летний период поступали к нему на службу. Генуэзцы потребовали треть добычи и торговую улицу в завоеванных городах. Начали с Арсуфа. Когда город блокировали с суши и с моря, горожане капитулировали. Король Бодуэн разрешил им уйти в Аскалон, взяв с собой то, что можно было унести, и даже приказал войскам сопроводить их, чтобы защитить от разнообразных банд.
В начале мая была осаждена Цезарея. Моряки построили на суше осадную башню и метательные машины. Рассказывает Гийом Тирский: «Наши возвели деревянный замок, возвышавшийся над стенами и башнями города. Осаждавшие, поднявшись на верх этого сооружения, могли стрелять из лука или арбалета по любой цели, находившейся внутри стен». После двух недель осады крестоносцы взошли на стены и захватили город. Взятие города сопровождалось дикой жестокостью.
Нападающие спустились в город, затем открыли ворота королевской коннице, которая на всем скаку ворвалась в Цезарею. Паломники обшарили все части города, убивая мусульман, встречавшихся им на пути, не разбирая ни возраста, ни пола. Они вламывались в дома, убивая жителей и их семьи… Они ломали двери и перегородки, проверяли стены, чтобы найти замурованные в них сокровища; действительно, сокровищ было неисчислимое множество. Некоторые жители думали, что им удастся избегнуть гибели: чтобы спасти жалкие крохи богатства, они глотали золотые безанты и драгоценные камни. Когда христиане узнали об этой хитрости, они безжалостно убили всех мусульман, вспарывая им животы и вытаскивая сокровища из кишок [Гийом Тирский]
Множество жителей собралось в главной городской мечети, устроенной в бывшем храме, возведенном Иродом, царем Иудеи, под верховенством Рима в честь основателя города, императора Октавиана Августа. Они надеялись, что в этом священном здании их пощадят:
Наши пехотинцы сломали двери и ворвались внутрь. Избиение прекратилось только тогда, когда не осталось ни одной [живой] жертвы. Крови было столько, что она доходила до колена. Под ногами, затрудняя проход, валялись трупы. Это зрелище было невыносимо даже для закаленных воинов. Были убиты все жители города. Пощадили только юных невинных девушек и маленьких детей. Король приказал вынести всю добычу на берег. Генуэзцы получили третью часть; король определил свою долю, но и простым солдатам и бедным паломникам тоже досталось много сокровищ. Оба городские бальи [правители] были приведены к королю: первый отвечал за охрану города и ведение военных дел, мусульмане на своем языке называли его “эмиром”, второй ведал административными делами, вершил суд и разрешал тяжбы, его звали “кади”. Король потребовал за них большой выкуп, поэтому приказал заковать их в цепи и строго охранять ]Гийом Тирский].
Жестокость была намеренной, Бодуэн показывал, что держит слово в отношение тех, кто покорился, но будет беспощаден к тем, кто оказывает сопротивление.
Из Аскалона вышли египетские войска, чтобы снять осаду с Цезареи. Однако они опоздали; когда они дошли до Рамлы, Цезарея пала, и им пришлось возвращаться назад. В Цезарее было учреждено латинское архиепископство. Тем временем в Аскалоне продолжали накапливаться египтяне. Король с войсками стал лагерем в Рамле, чтобы контролировать дороги на Яффу и Иерусалим. 4 сентября египетская армия, которой командовал мамлюк Саад ад-Даула аль-Каваси, подошла к Рамле. 5 сентября Бодуэн провел военный совет. Было решено не ждать нападения египтян, но самим напасть на них на рассвете. Войскам Бодуэна, состоявшим из 300 всадников и 900 человек пехоты, противостояла египетская армия, в которой насчитывалось 11 ООО конных и 21 ООО пехоты.
6 сентября 1101 г. перед сражением, перед Святым Крестом, Арнульф обратился к франкам с торжественной проповедью, затем, после покаяния, легат, кардинал-епископ Мориц, дал войскам абсолюцию (отпущение грехов). Король разделил войска на пять отрядов. Первым командовал рыцарь Бервольд, вторым – Жальмар Карпенель, сеньор Хайфы, третьим – Гюг де Сент-Омер, новый князь Галилеи, четвертым и пятым – сам король. Два первых отряда полностью погибли вместе со своими командирами. Командир третьего отряда Гюг де Сент-Омер с горстью людей прорубился через вражеские ряды и, преследуемый сарацинами, ускакал в Яффу.
Король перед Святым Крестом покаялся в грехах и обратился к воинам с короткой речью, известной нам по изложению Фулька из Шартра: «Если будете убиты, вас ждет венец мучеников, если победите – вечная слава. В бегстве спасения нет: Франция слишком далеко, а здесь, на Востоке, нет убежища для побежденных», после чего врезался во главе своих рыцарей в центр вражеской армии. Уже уверенные в своей победе сарацины были захвачены врасплох. Египетский центр дрогнул и побежал, паника охватила и правый фланг. Под страхом смертной казни Бодуэн запретил воинам останавливаться для грабежа. Египтян преследовали до стен Аскалона. В брошенном лагере была взята богатая добыча.
Гюг де Сент-Омер тем временем добрался до Яффы, где находились двор и королева, и объявил, что сражение проиграно. Короля посчитали убитым и немедленно послали гонца к Танкреду в Антиохию с просьбой о помощи. Когда на следующее утро увидели приближавшиеся к Яффе войска, их вначале приняли за сарацин, но затем по росту и обличию узнали короля. Срочно отправили в Анти- охию по второго гонца, чтобы сообщить Танкреду, приготовившемуся к походу на юг, что помощь не нужна.
Весной 1102 г. в Яффу прибыли пришедшие морем из Константинополя хронист Эккерхард Урахский и епископ Манассия, а в окрестности Бейрута – вышедшие из Антиохии князья, уцелевшие после арьергардного крестового похода 1101 г., герцог Гийом Аквитанский, графы Этьен де Блуа, Этьен Бургундский, рейхсмаршал Конрад и другие. Король Бодуэн отправил им навстречу отряд, чтобы обезопасить их путь по вражеской территории. Отпраздновав 6 апреля Пасху в Иерусалиме и Вифлееме, они собрались домой. Гийом Аквитанский благополучно добрался в конце апреля до Сен-Симеона, а корабль, на котором находились Этьен де Блуа, Этьен Бургундский и некоторые другие, штормом был выброшен на берег возле Яффы, и они задержались в Палестине, так как тем временем пришло известие о приближении новой армии из Египта.
В середине мая 1102 г. собравшаяся в Аскалоне египетская армия из 20 ООО арабов и суданцев, которыми командовал Шараф аль-Маали, сын визиря, двинулась к Рамле. Бодуэн был готов сразиться с ней. Войска численностью в нескольких тысяч воинов были собраны в Яффе, галилейские и самарийские гарнизоны были предупреждены и были готовы послать отряды. Сам Бодуэн с отрядом в несколько сот рыцарей и оруженосцев находился в Иерусалиме. Подвели разведчики; они сообщили, что из Аскалона вышла не вся армия египтян, а только передовой отряд. И Бодуэн решил разгромить его сам, не вызывая подкреплений. Крестоносцы из Европы, графы Этьен де Блуа и Этьен Бургундский, маршал Конрад и другие, находились в Иерусалиме и решили принять участие в сражении. Один только Этьен де Блуа заметил, что разведка должна была бы быть более тщательной. Но все помнили об его трусости в Антиохии, и никто не обратил внимания на его замечание, а сам он на нем не настаивал.
17 мая с пятьюстами конных рыцарей и оруженосцев король весело, даже не соблюдая боевого порядка, поскакал из Иерусалима. И франки лицом к лицу столкнулись с огромной египетской армией. Отступать было поздно, так как легкая сарацинская конница уже помчалась отрезать путь отхода. Оставалось только, кое-как построившись, броситься на врага. Египтяне вначале подались под ударом, но потом, увидев, что франков немного, напали на них со всех сторон. Ряды христиан расстроились. Немногие во главе с Роже де Розуа прорубились через вражеские ряды и достигли Яффы. Многие, и среди них Жерар д’Авен, друг и камергер Готфрида Штаблон и другие старые лотарингские рубаки, остались на поле боя. Сам король со своим окружением также пробился через вражеские толпы и добрался до Рамлы, где снова был окружен египтянами.
Наступившая ночь спасла христиан от немедленной атаки. Укрепления Рамлы были слабыми. Более или менее крепкой была недавно построенная франками башня, в которой все укрылись. Ночью к башне подошел человек и сказал, что ему нужно поговорить с королем. В нем узнали араба, с женой которого недавно так благородно поступил Бодуэн. Его привели к Бодуэну, которому он сказал, что утром начнется атака, и предложил проводить короля через вражеское окружение. Бодуэн понял, что от того, останется он жив или нет, зависит судьба королевства, и согласился. Вместе с оруженосцем и тремя товарищами, ведомый арабом, он проскользнул через окружение. В эту ночь удалось сбежать также виконту Яффы Литару де Камбре и Готману Брюссельскому. Выбираясь из окруження, Готман был тяжело ранен, но доскакал до Иерусалима, сообщил, что считает короля живым, и призвал к сопротивлению. На следующее утро египтяне обложили башню вязанками хвороста и подожгли. Рыцари не стали дожидаться смерти в огне, под водительством рейхсмаршала Конрада они предприняли последнюю атаку. Все они были убиты или пленены. Рейхсмаршалу за его храбрость была сохранена жизнь, в числе сотни пленных его доставили в Египет. В последнем бою погибли графы Этьен Бургундский, Жофруа Жордан Вандомский и Этьен де Блуа, искупивший героической смертью былую трусость. Гюг VI де Лузиньян Дьявол был ранен и попал в плен, но выжил.
Весть о поражении и возможной смерти Бодуэна Роже де Розуа и его товарищи привезли в Яффу, где находились королевский двор и королева. Двор и королева собрались бежать морем, но 20 мая 1102 г. египетский флот подошел к Яффе с юга, а египетская армия окружила город. В одной из голов, которые везли на копьях сарацины, признали голову короля, на самом деле это была голова похожего на Бодуэна рыцаря Жербо де Виктинка.
Бодуэн не смог добраться до окруженной Яффы, через два дня, 19 мая вечером, он прибыл в Арсуф. В тот же вечер туда же прибыли войска из Галилеи под командой Гюга де Сент-Омера. Утром Гюг с войсками отправился на юг, чтобы пробиться в Яффу, а короля согласился доставить туда на парусной лодке английский пират по имени Годриш. Король гордо поднял на мачте свое знамя. Благодаря сильному северному ветру и хорошей маневренности лодки королю удалось проскользнуть между малоповоротливыми кораблями египтян, осуществлявшими морскую блокаду. С огромной радостью встреченный в городе, Бодуэн там не задержался. Он выбрался из города, чтобы встретить войска Гюга де Сент- Омера, и одновременно послал гонца в Иерусалим с приказом всем боеспособным мужчинам выступить к Яффе. Был сформирован отряд из 200 рыцарей и оруженосцев, отправившийся в Яффу, взяв с собой частицу Святого Креста. Рыцари пробились в город, а оруженосцы, скакавшие за ними, были задержаны и оттеснены в море. Бросив коней, они поплыли в гавань. Вскоре прибыли также войска из Самарии. Бодуэн написал письма Танкреду и Бодуэну Эдесскому с просьбой о помощи. По счастливой случайности, в это время, прорвав египетскую блокаду, в Яффу вошла большая флотилия кораблей, большей частью английских, с паломниками из Англии, Франции и Германии, почти все они были вооружены.
27 мая 1102 г. Бодуэн вывел армию из города. Египтяне атаковали, притворно отступили, но не смогли выманить крестоносцев за собой. Вторичная атака также разбилась о ряды франков, а последовавшая контратака сокрушила сарацин, и они в панике, бросив лагерь, бежали с поля боя в Аскалон. По словам Гийома Тирского, «после этого королевство жило в мире примерно семь месяцев». Главной причиной спасения королевства была неумелая стратегия египтян и раздоры среди руководства, которые не мог унять сын визиря, не пользовавшийся авторитетом. Руководство египтян упустило возможность захватить слабо защищенный Иерусалим и вообще не проявляло никакой инициативы.
Получив письмо короля Бодуэна в начале осени 1102 г., к нему на помощь собрались пойти Танкред и Бодуэн Эдесский. К ним присоединился находившийся в Антиохии герцог Гийом Аквитанский. Они прошли долиной Оронта мимо Хомса и далее через долину Бекаа и вниз по Иордану и в середине сентября прибыли в Палестину. Учитывая их силу, мусульманские правители не предприняли никаких попыток остановить их. Объединенная армия подошла к Аскалону, но город штурмовать франки не решились.
БОРЬБА С ПАТРИАРХОМ ДАИМБЕРТОМ. ВЗЯТИЕ СИДОНА И АКРЫ
После того как на Рождество 1100 г. Даимберт короновал Бодуэна, оба они продолжали тихо ненавидеть друг друга. Бодуэн хотел подчинить церковь государству, чтобы овладеть ее богатствами, – именно иерусалимская церковь получала дары и имущество по завещанию от набожных дарителей Запада. Бодуэн подал несколько жалоб по поводу нарушения церковного права при избрании Даимберта патриархом. В конце концов папа Пасхалий вместе с генуэзской эскадрой послал уже упомянутого легата Морица разобраться в этом деле. В середине апреля эскадра вошла в Яффу. Когда к Пасхе (21 апреля) 1101 г. Мориц прибыл в Иерусалим, Бодуэн тут же выдвинул обвинения против Даимберта. Им было предъявлено письмо патриарха Боэмунду, написанное после смерти Готфрида, в котором он предлагал, если нужно, силой воспрепятствовать восхождению на трон Бодуэна. Кроме того, король сообщил легату, что Даимберт пытался убить его. Патриарх с гневом отверг последнее обвинение, но письмо Боэмунду было налицо, Мориц запретил Даимберту участвовать в пасхальных торжествах и сам провел пасхальное богослужение.
В это время произошел еще один скандал, сильно повредивший патриарху. Проводя политику латинизации патриархата, Даимберт выгнал из церквей и монастырей всех местных священников, как православных, так и еретиков. Вследствие этого в предпасхальную Страстную субботу в церкви Гроба Господня не произошло сошествия Благодатного Огня, проведение ритуала которого находилось ранее (как и сама церковь) в ведении православных, – чуда, ежегодно прославлявшего этот храм, – что вызвало в городе значительные волнения. Бодуэн потребовал, чтобы все местные священники были возвращены и даже ключи от церкви Гроба Господня были переданы православным священникам. После этого Благодатный Огонь с опозданием все-таки сошел с неба, чтобы даровать франкам Божью Благодать.
Испугавшийся за будущее Даимберт, принеся подарки, в слезах бросился на колени перед Бодуэном и молил его о прощении, но тот был непреклонен, пока патриарх не намекнул, что может передать королю 300 безантов. Король пришел к легату и объявил, не сказав о деньгах и подарках, что прощает Даимберта. Мягкий, боявшийся раздоров Мориц был очень обрадован. Очень скоро Бодуэну опять понадобились деньги, и он снова потребовал их у патриарха. Даимберт дал 200 безантов и сказал, что больше денег в патриаршей казне нет. Однако у Бодуэна были свои осведомители из числа сторонников Арнульфа, теперь архидьякона Иерусалима, которые донесли, что казна патриарха очень богата.
Через несколько дней король ворвался на званый обед, который давал патриарх в честь легата, чтобы заручиться его дружбой. У закончившего духовную школу Бодуэна язык был хорошо подвешен, и он доходчиво объяснил церковным князьям, в чем заключаются обязанности церкви. Устыдившийся Мориц убедил патриарха взять на содержание конный отряд, тот пообещал, но не выполнил обещания.
Окончательно погубила патриарха жадность. Осенью 1101 г. Рожер Борса, герцог Апулийский, прислал в подарок патриарху тысячу безантов. Треть из них должна была получить церковь Гроба Господня, треть – госпиталь и треть – король для армии. Даимберт взял все деньги себе. Однако условия пожертвования стали известны королю. Бодуэн немедленно подал жалобу, и легат был вынужден лишить Даимберта достоинства патриарха. Весной 1102 г. тот отправился в Антиохию, где Танкред передал ему самую богатую в городе церковь Святого Георгия. Бодуэн приказал провести обыск в казне патриарха, где были обнаружены 20 тысяч безантов. Легат Мориц взял на себя обязанности патриарха, однако вскоре, весной 1102 г., умер.
И вот теперь, осенью 1102 г., когда Танкред пришел на помощь Бодуэну, он взял с собой Даимберта, поставив условием своей помощи восстановление его на патриаршем престоле в Иерусалиме, и Бодуэну пришлось согласиться. Однако в это время в Палестину прибыл новый папский легат, кардинал Робер Парижский. Было решено, несмотря на сопротивление Танкреда и Даимберта, рассмотреть это дело на заседании синода под председательством Робера, а пока, до проведения расследования, синод временно назначил патриархом Даимберта.
Синод был проведен в церкви Гроба Господня. Председательствовал легат- кардинал Робер, заседателями были прибывшие в Палестину епископы Лана и Пьяченцы. Присутствовали все епископы и аббаты Палестины, а из владений Танкреда только епископ Мамистры. Обвинителями Даимберта выступили архиепископ Цезареи и епископы Вифлеема и Рамлы из партии Арнульфа. Главными обвинениями были пиратские нападения на греков пизанской эскадры под руководством Даимберта в 1099 г., его попытка развязать гражданскую войну между Бодуэном и Боэмундом и то, что он забрал себе деньги герцога Рожера, предназначенные для госпиталя и армии. Палестинские прелаты обрушились на Даимберта. Голос епископа Мамистры в его защиту прозвучал слишком одиноко, чтобы быть услышанным. Легат-кардинал Робер был вынужден объявить Даимберта недостойным патриаршего престола и сместить его. Бодуэн выиграл игру по всем церковно-юридическим правилам. Танкред и Даимберт вернулись в Антиохию, где бывший патриарх опять получил церковь Святого Георгия.
Арнульф де Ро даже не пытался сам стать патриархом. Патриархом был избран Эвремар из Теруана, старый священник из графства Булонь. Он пришел в Иерусалим с Первым крестовым походом и был известен набожностью, кротостью и милосердием. Король и Арнульф верили, что никаких препятствий Эвремар им не создаст.
Даимберт не хотел смириться. Вместе с Боэмундом в 1105 г. он отправился в Рим искать правосудия у папы, зная его лично. Папа, очевидно, под влиянием Боэмунда, принял сторону Даимберта и велел Бодуэну выслать в Рим доверенных лиц, чтобы те в присутствии папы ответили на обвинения смещенного патриарха. Бодуэн оставил повеление папы без внимания. Тогда папа объявил смещение Даимберта недействительным. Даимберт собирался с торжеством вернуться в Иерусалим, но тяжело заболел и 15 июня 1107 г. умер в Мессине. Так закончилась жизнь не очень умного, тщеславного и корыстного старика. Как заметил С. Рансимен, «глупость папы была исправлена Богом».
Однако перипетии борьбы за патриарший престол в Иерусалиме еще не закончились. Бодуэн был недоволен никчемностью и внезапной строптивостью нового патриарха. Ему нужен был на этом месте деятельный союзник. Когда Эвремар узнал о восстановлении Даимберта в прежней должности, он отправился в Рим не только бороться за престол, но и с жалобами на короля, а когда в Палестине узнали о смерти Даимберта, уже с жалобой на Эвремара от имени короля к папе поехал Арнульф. Бедный папа совсем запутался. Он отправил в Иерусалим архиепископа Арля Жиблена из Забраны, человека преклонного возраста и опытного в церковных разбирательствах. Жиблен прибыл в Иерусалим весной 1108 г., Эвремар и Арнульф ждали его уже на месте. Жиблен сразу понял, что Эвремар – неподходящая фигура для патриаршего престола. Он объявил место патриарха незанятым и провел заседание синода, чтобы назначить преемника. К удивлению и радости Жиблена, Бодуэн предложил в патриархи его самого. Эвремар получил архиепископство Цезареи, в это время оставшееся без прелата.
При иерусалимском дворе говорили, что совет выбрать патриархом Жиблена подал королю Арнульф, учитывая преклонный возраст прелата. И действительно, новый патриарх после избрания прожил только четыре года. После него патриарший престол в 1112 г., не встретив ничьих возражений, занял Арнульф де Ро.
Он подходил для патриаршего престола больше всех остальных. Он был энергичным, дельным и преданным королю, хотя корыстным и безнравственным. Благодаря единой позиции, занятой королем и им, была окончательно отброшена порочная идея построения в Палестине государства, подчиненного церкви, где «Защитник Гроба Господня» должен был быть начальником вооруженных сил при патриархе, а само государство подчинялось бы напрямую папе, хотя идея эта имела много сторонников. Арнульф даже снял по этой причине с должности каноника церкви Гроба Господня, поставленного Готфридом. Арнульф изменил отношение к местным христианам. Бодуэн и Арнульф, в отличие от духовной власти Антиохии, установили с ними хорошие отношения, не исключая приверженцев еретических церквей. Православные паломники, приходившие в Палестину, и местные православные не имели никаких причин жаловаться на притеснения местных властей. Историограф Гийом Тирский обличал человеческие пороки Арнульфа, не понимая, как много он сделал для укрепления только что созданного, еще слабого государства.
После поражения 1102 г. визирь аль-Афдал был вынужден сделать передышку, чтобы набрать новую армию. Бодуэн воспользовался этим, чтобы укрепиться на морском берегу. На дорогах между Яффой и Хайфой и Яффой и Иерусалимом орудовали сарацинские и бедуинские разбойничьи банды, на море на христианские корабли нападали арабские морские разбойники из Тира, Акры и Аскалона. Русский паломник игумен Даниил, посетивший Палестину в первые годы XII в., пишет: «Поганые сарацины [арабы] были опасны, так как, скрываясь в горах и пещерах, нападали иногда с целью грабежа на проезжавших по дорогам паломников». Осенью 1102 г. корабли отправлявшихся домой паломников, которые помогли Бодуэну весной разбить египтян, были выброшены штормом на берег у Тира, Сидона и Аскалона. Все пассажиры были убиты или проданы в рабство. Король попытался весной 1103 г. осадить Акру, но осаду пришлось снять, когда на помощь городу пришли египетские корабли из Тира и Сидона, доставившие продовольствие и подкрепления.
Затем король предпринял попытку очистить от разбойников гору Кармель. Полностью это тоже ему не удалось, а в одной из стычек он получил тяжелое ранение, надолго приковавшее его к постели. Летом 1103 г. визирь аль-Афдал опять послал армию и флот в Палестину, но из-за спора командующего армией с адмиралом-начальником флота эта экспедиция оказалась безрезультатной. Египетский флот подошел к Яффе, в то время как египетская армия отказалась выходить из Аскалона. Когда выздоровевший Бодуэн привел армию к Яффе, египетский флот ушел домой.
В начале мая 1104 г. в Яффу, чтобы завершить паломничество в Иерусалиме, прибыл большой генуэзский флот, помогавший Раймунду Тулузскому летом прошлого года при завоевании Жибле. Бодуэн немедленно заключил с ним договор о помощи при завоевании Акры. Цена помощи была обычной: треть добычи, торговые привилегии, торговая улица с церковью и право суда. Осада началась 6 мая. Гарнизон, которым командовал Фатимидский мамлюк Бена Зар ад-Даула аль-Джуюши, ожесточенно сопротивлялся, но после 20-дневной осады, не получив никакой помощи из Египта, был вынужден сдаться. Условия сдачи были такими же, как при сдаче Арсуфа: все горожане, кто хотел, могли покинуть город со своим движимым имуществом, остальные становились подданными короля, им даже была оставлена мечеть. Бодуэн придерживался условий договора, однако генуэзцы ограбили уходящих и многих убили. Бодуэн даже хотел напасть на итальянцев, с трудом патриарх Эвремар примирил его с ними.
Акра имела большую и защищенную при любой погоде гавань, оставлявшую далеко позади Хайфу с ее открытым рейдом. Хотя Акра находилась более чем в 160 км от Иерусалима, ей суждено было стать главным морским портом государства. Захват Акры и стремление короля овладеть побережьем, через которое проходили торговые связи Дамаска с Западом, заставили его правителя вступить в союз с Египтом против франков. Такому союзу способствовали и перемены в правительстве Дамаска. В 1104 г. умер Дукак Дамасский, и городом стал фактически править его атабек Тогтекин. Сначала он посадил на трон годовалого сына Дукака Тутуша, но вскоре заменил его 12-летним братом Дукака Ирташем. С севера на Дамаск двинулся было Ридван, попытавшись завладеть наследством брата, но вскоре возвратился в Алеппо, поняв, что дамаскинцы не хотят его, а сил для завоевания города у него недостаточно. Ирташ, заподозривший угрозу со стороны Тогтекина, бежал в Хауран (область за Иорданом севернее реки Яр- мук), где эмир Боеры Айтекин предоставил ему убежище. Когда король Бодуэн пообещал Ирташу помощь, он перебрался в Иерусалим. В начале августа 1105 г. огромная египетская армия из арабской конницы и суданской пехоты под командой Сены аль-Мулька собралась в Аскалоне, и на соединение с ней, обогнув с юга Мертвое море, прибыли войска из Дамаска в количестве 1300 конных турецких лучников под командой военачальника Тогтекина Сабауа. Одновременно флот египтян подошел к Яффе.
Бодуэн ждал врага у Рамлы с главной армией из 500 конных и 2000 пехоты. К нему присоединились гарнизоны из Галилеи, Хайфы, Сент-Авраама. Из Иерусалима прибыл с полутора сотнями воинов и Святым Крестом патриарх Эвримар. При Бодуэне находился и юный претендент на Дамаск Ирташ. В Яффе Бодуэн оставил 300 человек под командой Литара де Камбре. Египтяне сделали попытку внезапно овладеть Яффой, для чего из главных сил было выделено левое крыло. Главное сражение состоялось в воскресенье 27 августа 1105 г. На рассвете патриарх в полном облачении, со Святым Крестом дважды обскакал франкские линии, дав покаявшимся войскам абсолюцию и свое благословение. Атакующих франков контратаковала турецкая конница из Дамаска, но была с уроном отбита. Затем Бодуэн со знаменем в руках повел конницу в атаку против египтян. Египтяне дрались храбрее, чем прежде, но отделившееся к Яффе крыло не успело вовремя возвратиться к полю боя. К вечеру мусульмане были разбиты. Сабауа и его турки бежали в Дамаск, египтяне – в Аскалон, откуда Сена аль-Мульк возвратился в Египет. Египтяне понесли тяжелые потери, был убит правитель Аскалона, в плен попали бывшие командующие гарнизонами Акры и Арсуфа, позднее выкупленные за большие деньги. Потери франков также были большими. После занятия египетского лагеря Бодуэн не преследовал египтян. Египетский флот возвратился в Египет, потеряв в шторме несколько кораблей. Никакой помощи Ирташу по овладению Дамаском Бодуэн не оказал.
Война 1105 г. была последней серьезной попыткой египтян изгнать франков из Палестины. Однако мелкие вылазки, в основном из Аскалона, продолжались в течение десяти последующих лет. Малые отряды в ответ на нападения Бодуэна на мусульманскую территорию нападали на лагеря паломников, на христианских поселенцев на прибрежной равнине и в Негеве (юг Палестины), на Яффу, Рамлу, в 1110 г. они продвинулись даже до стен Иерусалима. Франки более или менее успешно противостояли этим набегам.
Главной целью Бодуэна теперь были прибрежные города Аскалон, Тир, Сидон и Бейрут. Аскалон и Тир были мощными крепостями с большими гарнизонами. Все эти города-порты поддерживались египетским флотом и Дамаском. В 1106 г., воспользовавшись прибытием в Палестину больших вооруженных отрядов английских, фламандских и датских паломников, Бодуэн задумал напасть на Сидон. Сидон был разбойничьим гнездом, откуда египетские пираты нападали на корабли паломников и где нашли прибежище христианские ренегаты-дезертиры. Узнавший о готовившемся нападении наместник города на два года откупился от Бодуэна большой суммой денег. В августе 1108 г. Бодуэн вновь собрался напасть на Сидон, опираясь на поддержку эскадры пиратов из разных городов Италии. Наместник Сидона, пообещав 30 тысяч безантов, получил от Тогтекина большой турецкий конный отряд, а с юга к городу подошла египетская эскадра. Когда в начале осады войска короля совершили крестный ход вокруг стен города, неся впереди хоругвь Святого Креста, отрекшиеся от христианства ренегаты со стен обливали ее помоями и возводили хулу на Христа и Деву Марию. Египтяне в морском бою разбили итальянских пиратов, и Бодуэн увел войска от города. Однако жители Сидона отказались впустить турок в город, справедливо опасаясь коварства Тогтекина, и не захотели даже заплатать нм обещанные деньги. Турки пригрозили вызвать обратно Бодуэна и согласились уйти, только получив сумму в 9000 безантов, сниженную с учетом их неучастия в военных действиях.
Летом 1109 г. король Бодуэн вместе с другими франкскими князьями помогал Бертрану Тулузскому завоевать Триполи. В начале следующего года Бертран послал войска, чтобы помочь королю овладеть Бейрутом. Гавань Триполи оказалась очень удобной для базирования пизанских и генуэзских кораблей, блокировавших Бейрут с моря. Египетские корабли из Тира и Сидона напрасно пытались прорвать блокаду. Оказалась неудачной и отвлекающая попытка египетского диверсионного отряда из Аскалона врасплох овладеть Иерусалимом. Осада Бейрута продолжалась с февраля по середину мая, когда наместник, больше не надеясь на чью-либо помощь, улизнул на корабле через блокаду итальянских кораблей на Кипр и сдался византийскому наместнику. 13 мая 1110 г. Бейрут был взят штурмом. Итальянцы устроили в Бейруте резню, которую король с трудом смог остановить. Летом этого же, 1110 г. в Акру вошел флот короля Сигурда, одного из трех королей-братьев, правивших Норвегией. Флот вышел из Бергена в 1107 г., перезимовал в Англии, оттуда отправился в Португалию, где норвежцы помогли графу Португальскому в борьбе против мавров и разграбили мусульманский Лиссабон, а затем, перезимовав в Сицилии у великого графа Рожера I, прибыли в Святую Землю. Это было первое прибытие в Палестину коронованного лица. Бодуэн торжественно принял Сигурда, лично сопровождал его в Иерусалим и подарил Сигурду частицу Святого Креста.
Сигурд согласился помочь при осаде Сидона. Осада началась 19 октября. Сидон ожесточенно сопротивлялся. На море действенную помощь норвежцам оказала подошедшая венецианская эскадра под командой дожа Орделаффо Фальери. Наместник Сидона планировал тайное убийство Бодуэна. Его должен был совершить за большие деньги слуга короля – мусульманский ренегат. Однако мусульманин-осведомитель из города, узнав о заговоре, запиской, привязанной к стреле, предупредил короля.
Вот что рассказывает о взятии Сидона аль-Каланиси:
Объявили, что некий франкский король пришел с моря, приведя более шестидесяти кораблей с воинами, чтобы завершить паломничество и начать войну с Исламом. Так как он направлялся к Иерусалиму, Бодуэн вышел ему навстречу и они решили вместе напасть на мусульманские страны… Они начали осаду прибрежной крепости Сидон в 504 [1110] году и окружили его с суши и с моря. Египетский флот стоял на якоре возле Тира, но он не смог прийти на помощь Сидону. Франки построили башню и с ее помощью атаковали город; она была обвязана виноградной лозой, покрыта коврами и свежими бычьими шкурами, защищавшими ее от камней и смолы; обеспечив таким образом ее защиту, они принялись с перерывами в несколько дней передвигать ее с помощью колес, на которых она стояла. Когда наступил день сражения и когда башню придвинули к крепостной стене, франки воспользовались ею, чтобы начать атаку; они поместили туда воду и уксус на случай пожара, как и все, необходимое для сражения. Когда жители Сидона увидели их приготовления, их решимость ослабла. Они отправили к франкам своего кади и старейшин города, чтобы те просили Бодуэна сохранить всем жизнь. Он внял их просьбам… Осада длилась сорок семь дней.
4 декабря 1110 г. Сидон сдался на тех же условиях, что и Акра. Жители города, кто хотел, ушли с движимым имуществом в Дамаск, остальные, в основном бедные, остались и стали подданными короля. Венецианцы получили улицу и церковь в Акре. Сидон достался Эсташу Гарнье, наместнику Цезареи, который в это время расчетливо женился на богатой племяннице Арнульфа. Вскоре после взятия Сидона король Сигурд отправился на родину через Константинополь. Весь его поход длился три года. Это настоящий поход викинга под знаком креста.
Теперь франки владели всем Сирийско-Палестинским побережьем, за исключением Аскалона и Тира. Помимо стычек с Фатимидами продолжались большие и мелкие столкновения с Тогтекином Дамасским. После ухода Танкреда в Антиохию в 1101 г. Бодуэн отдал княжество Галилею фландрскому рыцарю Гюгу де Сент-Омеру. Тот построил на дороге из Тира в Банияс и Дамаск большой замок Торон и не раз совершал разбойничьи набеги за Иордан в Хауран, на которые Тогтекин неизменно отвечал своими. При возвращении из одного из таких набегов в 1105 г. Гюга настигла дамасская армия, он был убит, а его отряд рассеян.
Бодуэн передал Галилею французскому рыцарю Жерве де Базошу. Обоюдные набеги франков и дамаскинцев продолжались. В 1108 г. в сражении при Тиверии Тогтекину удалось взять в плен Жерве вместе с большинством его людей. Тогтекин потребовал у Бодуэна передать ему за них Тиверию, Акру и Хайфу. Когда король отказался от такого обмена, Жерве был казнен. Его голова с длинными светлыми волосами была отправлена королю. Несколько лет Галилея управлялась королем из Иерусалима. В 1113 г. Галилея была передана Жослену де Куртене.
Весной 1110г. наместник Баальбека евнух аль-Тадж Гюмюштекин решил выйти из-под власти Дамаска и перейти под защиту короля. Однако Тогтекину своевременно доложили о заговоре, и он заменил аль-Таджа на посту наместника своим сыном Бури. Похожая история случилась и в Аскалоне. Сразу после взятия Сидона в 1110 г. Бодуэн двинулся против Аскалона. Франки давно точили на него зубы. Крепость служила опорной базой для всех наступлений Фатимидов. Наместник города Шамс аль-Килафа откупился от франков большой суммой денег, которые он потом пытался взыскать с жителей. Жители пожаловались египетскому визирю аль-Афдалу, и тот послал в город войска, чтобы сместить наместника. Шамс аль-Килафа отказался впустить войска в город и уволил со службы тех, кого считал приверженцами Египта. Вместо них он нанял на службу армян и предложил Бодуэну взять город под защиту. Бодуэн послал в город 300 солдат, которые расположились в цитадели. Однако летом 1111 г. жители восстали, убили наместника и перебили армян и франков. Бодуэн пробовал их выручить, но не успел.
Бодуэн пытался овладеть и Тиром. Его намерение стало известно наместнику Тира Иззу аль-Мульку. Осенью 1111 г. тот договорился с Тогтекином нанять у него отряд лучников в 500 человек за 20 тысяч безантов и перевезти в Дамаск в целях безопасности свое ценное имущество. Тяжело груженный караван с деньгами и ценностями вышел из Тира и должен был пересечь территорию, принадлежавшую франкам. Изз аль-Мульк подкупил французского рыцаря Ренфруа, который обязался провести караван через франкскую территорию, но немедленно сообщил об этом Бодуэну. Король напал на караван и захватил все, что он перевозил.
После этого король в конце ноября начал осаду Тира, мощной крепости на острове близ берега. Осада была обречена на неудачу, так как у Бодуэна не было флота. Византийцы, связанные долговременным договором с Фатимидами, потребовали за помощь флотом участие короля в войне с Антиохией за отвоевание захваченных ею Латакии и городов в Киликии. К этому не был готов Бодуэн, и византийцы ограничились поставкой королю продовольствия. Осада продолжалась до апреля следующего года. Изз аль-Мульк обратился за помощью к Тогтекину, тот привел армию и осадил франков в их лагере. Бодуэну пришлось с боем пробиваться в Акру. Позже, в 1116 г., король построил замок в городе Сканделия южнее Тира, где прибрежная дорога к Тиру начинала подниматься в горы, и таким образом завершил полное окружение города по суше; с севера Тир уже был отрезан Сидоном, а с востока – замком Торон.
ТРЕТИЙ БРАК КОРОЛЯ. ПРОДВИЖЕНИЕ НА ЮГ
Уладив дела франков на севере, Бодуэн смог обратиться к своей южной границе. С юга Палестина была открыта для нападений, и, кроме того, необходимо было отрезать Египет от Дамаска и остального мусульманского мира, овладев территорией между Мертвым морем и Акабским заливом Красного моря. Свой первый поход в Идумейскую пустыню против дамасской армии Бодуэн совершил в 1107 г. Вблизи развалин Петры, древней столицы Набатейского царства, турки разбили лагерь. Поблизости находился греческий монастырь, монах которого по поручению короля под видом беглеца отправился к дамаскинцам и сообщил им о приходе огромной франкской армии. Турки в страхе бежали, а король наказал разбойников-бедуинов и, угнав их стада, возвратился домой.
В конце 1108 г. Бодуэн и Тогтекин заключили десятилетнее перемирие. Это было связано, во-первых, с тем, что их внимание было отвлечено в другую сторону, во-вторых, необходимо было восстановить разрушенную войнами торговлю, проходившую через их страны и приносившую большой доход. Перемирие не мешало им участвовать в локальных конфликтах друг с другом. Договор был прерван в 1113 г., когда король вторгся на дамасскую территорию.
В 1115 г. король опять пришел в Идумейскую пустыню. В оазисе Шабак среди пустыни, в 160 км от ближайшего франкского поселения, король построил большой замок Крак де Монреаль (Королевская гора), где оставил надежный гарнизон. В следующем году король во главе армии, сопровождаемой большим обозом, через Крак де Монреаль продвинулся дальше на юг и добрался до Акабского залива. Бодуэн овладел городом Айла и построил там цитадель. Затем он высадился на маленьком острове вблизи берега, который франки назвали Иль де Грей, и построил там замок. Теперь в руках Бодуэна находился торговый путь из Египта в Дамаск.
Скандальными, обратившими на себя внимание всего мира были вторая и третья женитьбы короля. Вторым браком Бодуэн женился в Эдессе на армянке Арде. После того как ее отец бежал в страхе от своего зятя вместе с обещанным приданым, никаких чувств к супруге у Бодуэна не осталось, к тому же, по всей видимости, он был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. Перед 1108 г. он прогнал жену и заставил ее уйти в монастырь Святой Анны в Иерусалиме, неубедительно обвинив ее в сексуальных связях с мусульманами. Вскоре она получила разрешение навестить родителей в Константинополе. В монастырь она не возвратилась, а осталась в Константинополе и предалась всем радостям и удовольствиям жизни красивой свободной женщины, к тому же титулярной королевы, а король, со своей стороны, не очень по ней тосковал. Нужда в деньгах заставила его пойти на авантюру, которая на долгое время пагубно отразилась на судьбе королевства. В 1113 г. он женился на вдове великого графа Сицилийского Рожера Аделаиде, которая при достижении ее сыном Рожером 11 совершеннолетия отказалась от регенства. Короля к браку подтолкнули ее безмерно богатое вдовье наследство и сильные флот и армия Сицилии, на поддержку которых он рассчитывал; ей показался привлекательным титул королевы Святой Земли. Аделаида приняла предложение короля, но выдвинула свои условия. Король был бездетен, его дети от первого брака умерли, а брак с Ардой не принес потомства. Аделаида потребовала, чтобы корона Иерусалима, если ее брак с Бодуэном окажется бездетным (королю было 43 года, а ей – 41), перешла к ее сыну Рожеру, и получила согласие.
В августе 1113 г. на трех триремах (судно с тремя рядами весел) и в сопровождении семи грузовых судов Аделаида прибыла в Акру. Такого роскошного прибытия невесты на Средиземном море не было видано 11 с половиной веков, с тех пор как Клеопатра прибыла с флотом в Тарс к Марку Антонию. На носу первой триремы, на золототканном ковре лежала в великолепных одеждах невеста, на двух других триремах в белых одеяниях стояли солдаты-арабы личной охраны Рожера II, на семи грузовых судах перевозилось ее приданое и личные сокровища. Бодуэн также встретил ее со всей роскошью, которую могло обеспечить его небогатое королевство.
Брак оказался неудачным, приданое быстро ушло в уплату просроченного жалования солдатам и на строительство крепостей, и король вернулся к прежнему образу жизни. Брак был двоеженством, потому что была жива вторая жена Бодуэна. На патриарха Арнульфа, заключившего брак, посыпались доносы в Рим его многочисленных врагов. В 1114 г. в Иерусалим с инспекцией прибыл папский легат Беренгарий, епископ Оранжский. Он быстро обнаружил справедливость обвинений Арнульфа в незаконности заключенного брака короля, а также в симонии (продаже церковных должностей). Среди других обвинений патриарха, дошедших до папы, было совершение им бракосочетания между христианином и мусульманкой. Легат собрал синод и объявил Арнульфа отстраненным от должности. Но победить Арнульфа было непросто. Зимой 1115 г. он поехал в Рим. Там его красноречие, а главное, богатые подарки произвели неизгладимое впечатление на папу и кардиналов. Пасхалий объявил решение своего легата недействительным. Со своей стороны, Арнульф пообещал, что добьется от короля, чтобы тот прогнал свою сицилийскую сожительницу. При этом условии папа вручил ему архиепископскую мантию, чем подтвердил законность его положения патриарха. Летом 1116 г. Арнульф с торжеством вернулся в Иерусалим.
Так как богатства королевы были растрачены, Бодуэн уже сожалел о своем браке с Аделаидой, но ему еще оставался нужным военный союз с Сицилией, к тому же королева не мешала ему жить, как хочется, и поэтому король не соглашался на развод. К тому же королева предпочитала удобства и роскошь своих дворцов на Сицилии и много времени проводила там.
Весной 1117 г. король серьезно заболел. Бароны, при заключении брака короля с трудом смирившиеся с наследованием королевства Рожером Сицилийским ради золота королевы, теперь ни в коем случае не хотели видеть его своим королем. Священнослужители объявили короля грешником, он должен прогнать Аделаиду и призвать прежнюю жену. Когда король выздоровел, открытый собор с участием патриарха и с одобрения папы объявил брак Бодуэна с Аделаидой недействительным. Разгневанная Аделаида безо всех своих богатств и почти без свиты отплыла на родину.
Это было первое крупное поражение короля и тяжелая политическая ошибка. Пройдет добрых 60 лет, пока королевство Сицилия простит нанесенную обиду. Помимо этого, династическое объединение с богатейшим и сильным великим графством, а затем королевством, могло коренным образом изменить судьбу королевства Иерусалим, не говоря уже о том, что сицилийцы в этом случае, возможно, оставили бы в покое Византию. Однако если вассалы смогли принудить короля к расторжению брака, то они не могли заставить его согласиться ни на возвращение второй жены, ни на заключение нового брака. Король предпочел продолжить свои прежний образ жизни.
В 1118 г. Бодуэн осуществил давно задуманный поход на Египет. Он давно собирался добраться до Фатимидов. В 1113 г., когда он воевал с турками на севере, египтяне достигли стен Иерусалима, ограбив и опустошив окрестности, в 1115 г. нм едва не удалось, напав врасплох, захватить Яффу. Предварительно договорившись с вождями бедуинских племен, в начале марта Бодуэн во главе отборной армии из 260 конных воинов и 400 человек пехоты, хорошо снабженной продовольствием, из Сент-Авраама через Синайский полуостров по берегу Средиземного моря двинулся к Нилу. Франкская армия добралась до аль-Ариша и захватила его, а затем 21 марта достигла города аль-Фарама на восточном рукаве Нила близи устья и без боя овладела им. Франки с восторгом глядели на прославленную в Библии реку. Здесь Бодуэн почувствовал первые признаки болезни. Он умер от лихорадки на обратном пути в аль-Арише 2 апреля 1118 г., на руках епископа Рамлы. Король был доставлен в Иерусалим и похоронен в Вербное воскресенье, 7 апреля, в церкви Гроба Господня, возле своего брата.
У первого правителя Иерусалима Готфрида почти не было времени на строительство государства. Подлинным основателем государства был Бодуэн. Он завоевал побережье, остановил египетские и турецкие наступления, установил отношения с Дамаском и расширил влияние государства на юг. Он стал верховным правителем всех христианских государств крестоносцев и пользовался уважением своих мусульманских соседей. В последние годы правления он содействовал переселению христиан, как православных, так и из еретических сект, из мусульманских областей в Иудею. Он взял в жены армянку и содействовал заключению браков между франками и местными христианами. Среди поселенцев и простых солдат это стало обычным явлением. Для того чтобы можно было жениться на мусульманке, она должна была перейти в христианство. Он дружественно относился к мусульманам и евреям, находившимся в его подданстве, им было разрешено иметь несколько мечетей и синагог. Перед судом мусульмане должны были клясться на Коране, евреи – на Торе (Пятикнижии Моисея), нехристиане могли рассчитывать на справедливый суд.
Бодуэн понимал, если франки хотят удержаться на Востоке, они должны стать его частью. Фульк из Шартра находил превосходным то, что восточные и западные народы прорастают друг в друга. Немного позднее он писал: «Мы были жителями Запада, теперь стали жителями Востока; тот, кто был румеем [византийцем] или франком, в этой стране стал галилеянином или палестинцем; тот, кто жил в Реймсе или Шартре, стал тирцем или антиохийцем. Уже мы забыли места своего рождения; большинству из нас они уже – незнакомые или никогда не слышанные названия. Уже владеет один из нас собственным домом и слугами, которые принадлежат ему по наследственному праву, другой женился, но не только на землячке, но даже на сирийке или армянке, а порою и на крещеной сарацинке; у третьего живут с ним его зять или его невестка, или его тесть, или его пасынок; он окружен племянниками своими или даже внучатыми; один возделывает виноградники, другой – поля; они говорят на разных языках, однако им всем уже удается понимать друг друга. Различные наречия стали теперь общими, и вера сближает самые отдаленные расы. Тот, кто был чужаком, теперь – словно местный уроженец… Ежедневно следуют за нами наши родственники и знакомые, ничего не имея, оставив все достояние. Потому что того, кто там был неимущим, Бог здесь сделает богатым; у кого было немного денег, владеет здесь несметным множеством безантов, у кого не было деревни, тому принадлежит здесь милостью Бога целый город. Почему нужно, стало быть, возвращаться на Запад, тому, кто нашел здесь такой Восток?». Как мы видим, здесь священник не говорит ни слова о священной войне.
Умные франкские государственные деятели придерживались традиции Бодуэна, принимая местные обычаи и нравы, заключая с местными дружбу и союзы, в то время как вновь прибывшие были заражены идеями «священной» войны и превосходства католицизма и жаждали добычи.
Грановский А.В. “Крестовые походы”