Top.Mail.Ru
Кипрское королевство Лузиньянов [1192-1473]

Кипрское королевство Лузиньянов [1192-1473]

Кипрское королевство Лузиньянов

До 1184 года восточно-средиземноморский остров Кипр был провинцией Византийской империи. В том же году узурпатор Исаак Комнин успешно отделился от Византии, создав собственное независимое государство. Он сорвал попытку Византии вернуть Кипр, прибегнув к услугам сицилийского адмирала Маргаритона, но его тесные отношения с Сицилийским королевством вызвали враждебное отношение английского короля Ричарда I. Он отвоевал Кипр у Исаака в июне 1191 года в ходе Третьего крестового похода, целью которого было возвращение Иерусалима и других латинских территорий, завоеванных Саладином в 1187 году. Во время похода в Палестину Ричард завез на Кипр припасы и в июле 1191 года продал Кипр ордену Храма. Последний владел им до апреля 1192 года, когда, потрясенный неудачным для него греческим восстанием против введения новых налогов, продал остров Ги де Лузиньяну, лишенному власти правителю Латино-Иерусалимского королевства. Ги, чей род происходил из французского Пуату, основал французскую римско-католическую династию, которая правила Кипром до 1473 года, когда венецианцы взяли остров под свой контроль после смерти короля Якова II. Они позволили его вдове Екатерине Корнаро править до 1489 года, когда после ее отречения от престола Венеция установила прямое правление.

Специализированные научные исследования лузиньянского Кипра начались в середине XIX века во Франции, где граф Луи де Мас Латри написал монографию об истории королевства в XIII веке, к которой прилагались два тома опубликованных документов, включавших папскую переписку, выдержки из кипрских хроник и венецианские документы. Он и его сын Рене также редактировали старофранцузские и итальянские хроники, касающиеся Кипра, такие как La Prise d’Alexandrie Гийома де Машо и итальянские хроники «Амади» и Страмбалди. В конце XIX века французский историк искусства Камиль Энларт опубликовал свою историю готического и ренессансного искусства на Кипре. Работы этих французских историков имели националистический уклон, подчеркивая цивилизаторскую миссию Франции на Востоке. В ответ на это греческие историки-киприоты, писавшие с конца XIX века и далее, изображали период Лузиньянов как период, когда греческое большинство населения терпело притеснения, сопротивляясь попыткам папства подчинить себе коренную церковь Кипра и положить конец ее привязанности к Вселенскому патриархату Константинополя.

В середине XX века сэр Джордж Хилл посвятил два из четырех томов своей «Истории Кипра» франкскому и венецианскому периодам. В своей работе он полностью использовал документацию, опубликованную Луи де Мас Латри: современные кипрские хроники, написанные на старофранцузском, греческом и итальянском языках, венецианскую и папскую переписку, уделяя особое внимание уязвимости лузиньянского королевства перед соседними мусульманскими державами, мамлюками и османами, а также итальянскими торговыми республиками Венецией и Генуей с их мощными флотами. Более поздние исследования лузиньянского Кипра, опубликованные начиная с 1980-х годов, включают сборники венецианских и генуэзских нотариальных актов, папскую переписку, монографии и коллективные труды по истории искусства и музыковедению, а также монографии и сборники, посвященные литературе и музыковедению лузиньянского Кипра, его роли в крестоносном движении, латинской церкви и укреплению королевства. Эти исследования значительно обогатили нашу картину и углубили наше понимание Кипрского королевства. Они подчеркивают его значение как полиэтнического общества, игравшего важную роль в крестоносном движении, в международных торговых сетях и в отношениях между Латинской Европой, мусульманским миром, греческой православной и различными восточно-христианскими общинами Восточно-Средиземноморского бассейна.

Папство и английский король Ричард I осознали стратегическую ценность Кипра как источника снабжения, людей и денег для латинских государств Восточного Средиземноморья, значительно уменьшившихся в размерах и экономических ресурсах после завоеваний Саладина. Папство призвало военные ордена Храма и Госпиталя оказать помощь в обороне Кипра от возможного нападения Византии, отвергнув аргументы византийского императора Алексия III в пользу восстановления византийского правления. Замок тамплиеров в Гастрии на восточном побережье Кипра и замок госпитальеров Саранда Колонес в Пафосе внесли свой вклад в оборону острова, хотя все остальные крепости, существовавшие или создававшиеся в период Лузиньянов, находились под строгим королевским контролем. В отличие от своих коллег в Латинской Сирии, латинская знать Кипра не имела на острове ни замков, ни других опорных пунктов. Тамплиеры, госпитальеры и тевтонские рыцари также приобрели поместья на Кипре в XIII веке, укрепляя его оборону силами, которые они там содержали.

При жизни Ги де Лузиньян был королем Иерусалима и повелителем Кипра. Его брат Амори, сменивший Ги после его смерти в 1194 году, был официально коронован королем Кипра епископом Хильдесхаймским Конрадом, выступавшим в качестве представителя папы Целестина III. Год спустя тот же епископ короновал Льва как короля Киликийской Армении, и таким образом в Восточном Средиземноморье возникли два новых латинских государства, признававших папский примат. Оба королевства формально находились под сюзеренитетом германского императора Генриха VI, правителя Священной Римской империи. Кроме того, в 1196 году буллой папы Целестина III была основана латинская церковь Кипра, возглавляемая архиепископом Никосии и включающая трех епископов-суффраганов [В Средние века термин суффраган мог обозначать любого священнослужителя, являющегося помощником другого: викарного епископа, помощника аббата, приходского викария. Впоследствии в Римско-католической Церкви название суффраган сохранилось только за самостоятельными епископами провинции, выражая при этом их определённую зависимость от архиепископа. – прим. пер.] Фамагусты, Пафоса и Лимассола. Булла была создана для удовлетворения духовных потребностей латинских королей и знати, а также для того, чтобы убедить нелатинских христиан острова признать папское главенство и вступить в общение с Римом. Первую цель было легче реализовать, чем вторую.

Как новообразованное латинское королевство, Кипр претерпел демографические, экономические и социальные преобразования. Еще до латинского завоевания на Кипре наряду с греческим населением жили марониты [получили своё название от сирийского христианского святого Марона, некоторые из последователей которого мигрировали в район Ливанских гор из своего предыдущего места жительства, которое было расположено вокруг области Антиохии, и основали ядро сирийской Маронитской церкви. – прим. пер.], армяне, евреи и латиняне, а также сирийские мелькиты [православные христиане Ближнего Востока в средневековую эпоху. Слово «мелькиты» происходит от сирийского malka (царь, император), буквально означает «царские» и первоначально использовалось для того, чтобы отличать сторонников халкидонского православия от ближневосточных нехалкидонитов. – прим. пер.], принадлежавшие по конфессиональному признаку к греческой церкви, духовно подчинявшейся Вселенскому патриарху Константинополя. Небольшая латинская община до завоевания состояла в основном из венецианских купцов, которые включали Кипр в свои торговые сети с середины XII века, и норманнов из Нормандского королевства Сицилии. Однако с 1192 года на Кипре поселились пизанские и генуэзские купцы, к которым позже присоединились провансальцы, каталонцы и флорентийцы. Они селились в городах, создавая коммунальную организацию во главе с консулами или байли, в центре которой находились loggias. Они функционировали как ночлежные дома, а также как суды, уполномоченные разрешать торговые споры чиновниками коммун. Уголовное правосудие было и оставалось монополией короны на протяжении всего периода правления Лузиньянов. Высокий суд в столице Никосии, созданный по образцу суда Иерусалимского королевства, решал споры, в основном касающиеся феодального землевладения, отношений между короной и сеньорами, между латинской знатью, а также вопросов наследования короны. Суд бюргеров, созданный в Никосии, а затем в Фамагусте и других городах, разрешал гражданские и уголовные споры между бюргерским населением острова. Он также выполнял функции апелляционного суда по решениям, вынесенным торговыми судами, например, судом Фамагусты.

Учитывая относительно небольшое количество латинян на Кипре, Ги де Лузиньян поощрял латинских рыцарей и дворян, а также сирийских христиан и, возможно, армянских бюргеров, происходящих из Латинской Сирии и Киликийской Армении, селиться на Кипре, предоставляя поселенцам земли, городскую недвижимость и приданое в соответствии с социальным положением. Таким образом, латинские и восточно-христианские элементы кипрского населения были усилены. Завоевание мамлюкским султаном Бейбарсом и его преемниками латинских городов и укреплений, оставшихся в Сирии в 1263-1291 годах, вызвало отток большого количества латинских и сирийских христиан на Кипр в целом и в Фамагусту в частности. В результате в Фамагусте большинство населения составляли сирийские христиане различных христианских конфессий – мелькиты, марониты, несториане и якобиты. Первые две конфессии, будучи халкидонитами, признали папский примат в XIII веке, в то время как две последние оставались независимыми от Рима на протяжении всего периода правления Лузиньянов. Латиняне и греки также селились в этом городе, придавая ему космополитический характер.

Мелюзина . Родоначальницей дома Лузиньянов

Мелюзина – фея из кельтских и средневековых легенд. Считается родоначальницей дома Лузиньянов.

Основой кипрской экономики в период правления Лузиньянов, как и при византийцах, оставалась земля. Власть Лузиньянов конфисковала три основных типа земель, существовавших при византийском правлении: императорские владения, земли, принадлежавшие византийской знати, и земли, принадлежавшие греческой церкви. Оставив часть земель себе, остальные были в основном розданы в качестве вотчин прибывшим латинским дворянам и рыцарям. Латинская церковь не получила всех земель, ранее принадлежавших греческой церкви, что вызвало ее недовольство, но этот вопрос был решен в двух соглашениях, заключенных с короной и дворянами в 1220 и 1222 годах и подтвержденных папой Гонорием III в 1223 году. Для кипрских крестьян переход земли от византийских к латинским дворянам мало что изменил, хотя соглашения накладывали количественные ограничения на число греческих крестьян, способных вступить в ряды духовенства – уловка, к которой они прибегали, чтобы избежать выполнения различных ручных работ в поместьях своих господ.

Новые латинские землевладельцы нанимали чиновников [франц. baillis, лат. appaltores], часто сирийского или греческого происхождения, в качестве управляющих поместьем, чтобы обеспечить выполнение крестьянами своих феодальных обязательств. Крепостные крестьяне были привязаны к земле и выполняли трудовые повинности, такие как работа на землях своих господ два дня в неделю и выплата вотчин преимущественно латинским землевладельцам, обычно в натуральной форме и в размере одной трети от общего объема продукции. В отличие от крестьян латинской Греции, они не платили десятину непосредственно латинской церкви, поскольку десятину платили латинские господа, как это было принято в Иерусалимском королевстве. Наряду с крепостными существовал класс свободных крестьян без трудовой повинности, которые могли свободно уходить со своих земель, выплачивая от четверти до трети дохода своим господам. С конца XIV века крепостные все чаще могли купить освобождение, поскольку корона и дворяне обеднели в результате войн и тяжелых налогов, и поэтому класс свободных крестьян становился все более многочисленным.

Укрепляя латинский элемент, продолжающееся прибытие латинских поселенцев на Кипр в начале XIII века создало напряженность в среде латинской знати. Король Гуго I умер в 1218 году, и во время правления его сына Генриха I на поверхность вышла вражда между старыми латинскими дворянскими семьями во главе с Эймери Барле и относительно новой семьей Ибелин с ее влиятельными сторонниками. Ибелинские дворяне, контролировавшие молодого короля, также пользовались папской поддержкой, в то время как фракцию Барле поддерживал германский император Фридрих II. В результате разразилась гражданская война, продолжавшаяся с 1228 по 1232 год, причем противостояние двух группировок распространилось и на Латинскую Сирию. Фракция про-ибелинцев победила в гражданской войне на Кипре с помощью генуэзцев, а торговые уступки, предоставленные Генуе в обмен на эту помощь, привели к напряженности в отношениях между кипрской короной и Генуей, которая, кстати, первой из западных торговых держав получила концессии в Фамагусте. Королевские долги, вызванные необходимостью оплачивать войска, вынудили короля Генриха I продавать или сдавать в аренду недвижимость Латинской церкви в обмен на деньги. При этом короле венецианские владения на Кипре были секвестрированы по неизвестным причинам примерно до 1244 года. Тем не менее Венеция и Генуя продолжали оставаться самыми могущественными торговыми державами на протяжении XIII и XIV веков.

Кипр играл важную роль в обороне Латинской Сирии, являясь перевалочным пунктом для сбора крестоносных армий и источником людей и припасов для все более осажденных латинских государств на материковой части Сирии и Палестины. Латинские дворяне Кипра и их войска участвовали в Пятом крестовом походе [1217-1221] и в Седьмом крестовом походе [1248-1250] французского короля Людовика IX. Они также принимали участие в других военных кампаниях против мусульман – вместе с латинянами Сирии, сражаясь при Форби [1244] – серьезное военное поражение латинян, защищали Аскалон с флотом в 1247 году, и посылали войска для помощи в обороне Акры и других мест в 1265, 1266 и 1271 годах. Учитывая, что три кипрских короля были также королями Иерусалима в период 1268-1291 годов, такого участия следовало ожидать. Тем не менее, ситуация породила новые конфликты для королевского дома Лузиньянов. Король Кипра Гуго III стал королем Иерусалима в 1268 году, когда Конрадин Штауфен был казнен Карлом Анжуйским, братом короля Франции Людовика IX, в результате чего старшая линия королевского дома Иерусалима прекратила свое существование. Однако права короля Гуго на королевства Кипра и Иерусалима оспаривали граф Гуго Бриеннский и Мария Антиохийская, которые, возможно, обладали более сильными юридическими титулами, но не могли эффективно использовать кипрские военные ресурсы для защиты Латинской Сирии. В 1277 году Мария Антиохийская продала свои права на Иерусалимское королевство Карлу Анжуйскому, который стал королем Неаполя и Сицилии в 1268 году и при поддержке тамплиеров противостоял интервенции короля Гуго III в Латинской Сирии. Несмотря на эти препятствия, король Гуго III несколько раз в период с 1265 по 1271 год вводил кипрские войска в Акру, столицу Латинского королевства после 1187 года. После смерти в 1284 году его сменили на посту короля Кипра и Иерусалима его сыновья Иоанн I [1284-1285] и Генрих II [1285-1324].

Полезность Кипра для латинских государств на сирийском материке не была упущена мусульманами. Они совершили два морских рейда на Лимассол. Первый набег [1220-1221 гг.] привел к значительным жертвам среди латинян, которые пренебрегли охраной морских путей, несмотря на предупреждения о наступлении мусульман. Однако во время второго набега [1270 г.] мусульманский флот потерпел крушение на отмелях у Лимассола, а оставшиеся в живых были взяты в плен. Эти неудачи не помешали мусульманам в 1291 году захватить Акко и Тир, последние города Сирии, остававшиеся в руках латинян. Акко пал после длительной осады, несмотря на прибытие короля Генриха II с многочисленными рыцарскими и пехотными войсками. После потери Акры король Генрих и его преемники продолжали короноваться как короли Иерусалима и Кипра. Начиная со времен короля Хью IV [1324-1359], коронация проходила в соборе Святого Николая в Фамагусте. Члены королевского дома Лузиньянов и знатные вельможи стали титулярными князьями Антиохии и Галилеи, владыками Тира и графами Яффы, Эдессы и Триполи в память об утраченных латинских владениях на сирийском материке.

Приток латинских и сирийских христиан из Сирии на Кипр после 1291 года стал причиной тяжелых финансовых проблем как для короны, так и для латинской церкви. Корона ввела поголовный налог, известный как testagium, чтобы собрать средства на питание и размещение неимущих беженцев, а Латинская церковь должна была обслуживать многочисленных священников-беженцев, таких как патриарх Иерусалима, епископы Лаодикии и Бейрута, а также монахов, монахов и членов соборных капитулов, происходящих из мест, завоеванных мусульманами. Военные ордена Храма и Госпиталя сделали Лимассол своей военной штаб-квартирой, оба создали флоты для морских рейдов против мусульман Сирии и Палестины, а госпитальеры также построили госпиталь. Тамплиеры, госпитальеры и кипрская корона безуспешно пытались скоординировать нападения на мамлюкский султанат с монголами Персии в 1299-1301 годах. Экспедиция тамплиеров на небольшой остров Руад напротив Тортосы закончилась катастрофой, когда мощный мамлюкский флот осадил и захватил остров, взяв в плен более пятисот тамплиеров, большинство из которых были убиты. Такие неудачи способствовали свержению короля Генриха II в 1306 году его братом Амори, владыкой Тира, который пользовался поддержкой тамплиеров, генуэзцев и части дворянства. Амори сделал себя губернатором Кипра и сослал короля в Киликийскую Армению, но в 1310 году на него было совершено покушение, и король Генрих II был восстановлен при помощи госпитальеров.

В начале XIV века произошли радикальные изменения, касающиеся военных орденов. В 1307 году папа Климент V под давлением короля Франции Филиппа IV арестовал тамплиеров по всей Европе по различным обвинениям. На Кипре их арестовали в 1308 году, а после задержания и суда в 1310-1311 годах их подвергли пыткам и заключили в подземелья Кирении. В 1312 году папа упразднил орден тамплиеров, а их владения на Кипре были переданы госпитальерам, которые стали одними из крупнейших землевладельцев на острове. Сами госпитальеры, желая действовать без королевских ограничений, начали завоевание византийского Родоса в 1306 году с помощью генуэзского корсара Виньоло де Виньоли, завершили завоевание в 1309 году и удерживали остров до османского завоевания в 1522 году. После 1309 года Тевтонский орден перебрался в балтийские регионы, хотя и госпитальеры и тевтоны продолжали держать поместья на Кипре.

После реставрации отношения короля Генриха II с Генуей и Киликийской Арменией были враждебными, поскольку обе страны поддерживали его брата Амори. Тем не менее, король отправил помощь Киликийской Армении, когда та подверглась трехстороннему нападению турок-сельджуков, монголов и мамлюков в 1320-х годах, а армянские беженцы поселились на Кипре после того, как мамлюки разграбили Лайаццо, главный порт королевства, в 1322 году. Во время его правления Фамагуста стала главным портом Кипра и одним из основных торговых центров Восточного Средиземноморья после потери Латинской Сирии и введенного папой запрета на прямую торговлю между западными купцами и мусульманскими землями. Он также обзавелся цепью стен, чтобы противостоять возможному нападению мамлюков. Кипр получил огромную выгоду от папского запрета: западные купцы стали приобретать восточные товары через кипрских посредников, которые получали огромные прибыли. Западный текстиль, металлы, древесина и серебро экспортировались через Кипр в земли мамлюков и в Анатолию, а хлопок, сахар, зерно, масло, вино и камлеты [также широко известный как камлот, камблет или хамлет, представляет собой тканое полотно, которое первоначально могло быть изготовлено из волос верблюда или козы, позже в основном из козьей шерсти и шелка или из шерсти и хлопка. – прим. пер.] отправлялись с Кипра или через него в Западную Европу. Торговали и рабами, невольничьи рынки находились в Никосии и Фамагусте. Но после снятия папского эмбарго в 1344 году западные страны начали торговать напрямую с Египтом и Сирией, и доходы киприотов от торговли сократились. Осенью 1347 года на Кипре разразилась Черная смерть, которая унесла жизни около 60 процентов населения Европы и Средиземноморского бассейна, убив половину населения, согласно летописцу XV века Леонтию Махере. Дальнейшие вспышки чумы и нашествия саранчи поразили королевство в 1350-х и 1360-х годах.

Дорогостоящие военные кампании и коммерческий спад в XIV веке нанесли ущерб королевству Кипр. С 1330-х годов Кипр при короле Гуго IV [1324-1359] присоединился к ряду военно-морских лиг, созданных местными латинскими державами, госпитальерами, Венецией и папством для борьбы с турецким пиратством в Эгейском море и восточном Средиземноморье. Самым большим успехом этой лиги стал захват Смирны у турок в 1344 году. Латиняне удерживали ее до 1402 года. Но вклад Кипра в виде галер для обороны Смирны в сочетании с дорогостоящими войнами, которые царь Петр I [1359-1369] вел против турок Южной Анатолии и мамлюкского султаната, напрягал королевские финансы. Взятие и разграбление Александрии в 1365 году царем Петром с помощью госпитальеров было воспринято на Западе как громкая победа крестоносцев. Недовольство вельмож из-за роста налогов, взимаемых отчасти для оплаты наемников, которых они считали угрозой собственной власти, привело к убийству царя в январе 1369 года. Его сын, король Петр II [1369-1382 гг.], будучи несовершеннолетним при вступлении на престол, столкнулся с насилием против генуэзцев в Фамагусте во время своей коронации в качестве короля Иерусалима. Генуэзское вторжение на Кипр в 1373 году и последовавшая за ним война были катастрофическими для королевства. Оно потеряло Фамагусту, отвоеванную у генуэзцев лишь в 1464 году, и столкнулось с экономическим разорением из-за грабежей и разрушений, вызванных войной, а также из-за выплаты Генуе ежегодных тяжелых репараций. Тем временем в 1375 году Киликийская Армения была завоевана мамлюками, и Кипр стал единственным христианским государством к востоку от Родоса, где жили госпитальеры.

Чтобы оплатить генуэзскую репарацию, короли Кипра облагали своих подданных королевской десятиной и поощряли пиратские набеги каталонских, родосских и кипрских пиратов на побережье Египта и Сирии. Захваченных во время таких набегов пленников продавали в рабство или заставляли работать на прибыльных и трудоемких кипрских сахарных плантациях. Эти набеги в конце концов вызвали ответные действия мамлюков. В 1426 году они вторглись на Кипр, разгромили королевскую армию в битве при Хирокитии, захватили короля Януса [1398-1432], которого увезли в Каир в качестве пленника, и разграбили столицу Никосию. После этого вторжения среди кипрского крестьянства вспыхнули восстания, которые были кроваво подавлены. Кипр стал мамлюкским протекторатом, выплачивая мамлюкским султанам ежегодную дань в денежной и натуральной форме. Выплата этой дани и более тесные отношения с мамлюкскими землями способствовали увеличению производства сахара, патоки, зерна и камлет в Египет и Сирию. С другой стороны, остров постоянно страдал от набегов каталонских и турецких пиратов, поскольку обедневшие монархи больше не могли позволить себе содержать эффективный королевский военный флот. Королевские поместья все чаще закладывались венецианцам и госпитальерам, чтобы собрать деньги для выплаты генуэзских репараций и мамлюкской дани. При короле Иоанне II [1432-1458] неспособность обслуживать эти долги вызвала напряженность в отношениях с Венецией, которая приказала своим подданным покинуть Кипр в 1452 году, и Генуей, которая в том же году заняла портовый город Лимассол.

После смерти короля Иоанна началась гражданская война между его законной дочерью и наследницей королевой Шарлоттой [1458-1485], которая вышла замуж за герцога Людовика Савойского и пользовалась поддержкой папы и госпитальеров, и его незаконнорожденным сыном Яковом, которого он зачал от своей греческой любовницы Марии из Патраса и который заручился поддержкой мамлюкского султана Инала [1453-1461]. При поддержке мамлюков и каталонских и неаполитанских наемников Яков отправился из Египта и высадился на Кипре в 1460 году. К 1464 году ему удалось установить контроль над всем Кипром, захватить Кирению у войск королевы Шарлотты и Фамагусту у генуэзцев в ходе двух успешных осад. Уже в 1461 году он отбил у генуэзцев Лимассол. Признанный королем Кипра в 1466 году венецианским папой Павлом II [1464-1471], в 1468 году он женился на Екатерине Корнаро, происходившей из знатной венецианской семьи с большими сахарными плантациями в Эпископи близ Лимассола.

Генуя пришла в упадок в конце XV века. В 1458 году она была присоединена к Франции, а в 1463 году, после короткого периода независимости, вошла в состав Миланского герцогства. Однако Венеция оставалась сильнейшей морской державой Средиземноморья, хотя и испытывала все больший страх перед экспансией Османской империи. Смерть короля Якова II в 1473 году и его малолетнего сына Якова III в 1474 году дали Венеции возможность создать протекторат на Кипре, которым номинально управляла овдовевшая королева Екатерина. Попытка каталонских наемников свергнуть королеву в конце 1473 года была подавлена Венецией. Екатерина оставалась королевой Кипра до 1489 года, когда под давлением венецианцев она отреклась от престола. После этого Венеция установила на Кипре прямое правление и удерживала его до османского завоевания 1570 года.

В XIII веке Латинская церковь Кипра укрепилась и институционально разнообразилась . Помимо латинского архиепископа, трех его суффраганов и членов кафедральных капитулов в городах Никосия, Пафос, Фамагуста и Лимассол, а также тамплиеров, госпитальеров и тевтонских рыцарей, на Кипре основали свои дома латинские монашеские и мендикантские [нищенствующие (от латинского mendicans, “попрошайничество”) т. е. те, кто занимается нищенством, полагаясь главным образом или исключительно на милостыню, чтобы выжить. – прим.пер.] ордена. Монашеские ордена бенедиктинцев, цистерцианцев, премонстрантов и августинцев обосновались на острове, иногда захватывая греческие монастыри. Кроме того, в начале XIII века на остров прибыли францисканские и доминиканские монахи, а в конце XIII века к ним присоединились кармелиты, созерцательный орден, который позже стал мендикантским. Все эти ордена были городскими, а основной слабостью латинской церкви было ее отсутствие в сельской местности: за весь лузиньянский период было зарегистрировано всего двенадцать сельских часовен.

Для латинской церкви Кипра было особенно важно подчинить греческую церковь и поставить ее в общение с Римом. Как халкидонские христиане, греки рассматривались просто как раскольники, по сути, непокорные римские католики, в отличие от еретиков, полностью исключенных из общения с Римом. Упомянутые выше соглашения 1220 и 1222 годов подчинили греческих епископов латинским диоцезам, но греческая церковь продолжала сопротивляться. Кульминацией этого сопротивления стала мученическая смерть двенадцати монахов монастыря Кантара в 1231 году, сожженных как еретики за отказ признать действительность пресного хлеба для причастия. Греческая церковь окончательно признала папский примат и подчинение своих четырех епископов латинскому епископату Кипра в 1260 году, согласно положениям Bulla Cypria папы Александра IV. Греческая церковь имела четырех епископов на протяжении всего периода правления Лузиньянов, но они не обладали территориальной юрисдикцией, подчиняясь латинским епархиальным епископам Кипра. Греческие монастыри должны были принимать визиты латинских епархиальных епископов, а решения, принятые в греческих церковных судах, могли быть обжалованы в латинских церковных судах. Такая апелляция была подана во время спорных выборов греческого настоятеля для монастыря Святого Георгия Манганского близ Никосии, самого богатого греческого монастыря на Кипре, в начале XIV века.

Положения буллы 1260 года соблюдались на протяжении всего периода правления Лузиньянов, хотя греческое духовенство продолжало возмущаться тем, что его подчинили латинским коллегам. Хотя Лузиньянам по-прежнему подчинялось большинство киприотов, включая сирийских мелькитов и грузин, а также греков, он был ослаблен бегством византийской знати, которая была его главным покровителем и происходила в основном из Константинополя, сразу после латинского завоевания. Однако некоторые греческие и сирийские землевладельцы все же остались на Кипре, и с социальным и экономическим подъемом сирийских мелькитов и греков, начиная с конца XIV века, она вернула себе часть своего прежнего влияния. Представители греческого духовенства безуспешно пытались вступить в тайное общение со Вселенским патриархатом Константинополя в 1406 году и с православным патриархатом Александрии примерно до 1537 года, когда Кипр находился под властью венецианцев.

Помимо греков, латинская церковь пыталась склонить к признанию папского примата и более мелкие христианские конфессии. Единственным постоянным успехом в этом отношении стало подчинение Риму сирийских мелькитов, маронитов и некоторых армян, в то время как остальные продолжали оставаться миафизитскими христианами [миафизитство – используемое в современной богословской литературе наименование христологической доктрины, утверждающей единство природы Богочеловека Иисуса Христа без смешения и разделения в Нём божественной и человеческой природ. – прим. пер.]. Хотя все нелатинские христианские конфессии, как сообщалось, приняли папский примат и доктринальные положения Римско-католической церкви во время церковного синода, созванного латинским архиепископом Эдом из Набино в 1340 году, этот успех был эфемерным. Эд, ставший кардиналом в 1342 году, вполне мог преувеличить успех синода, чтобы обеспечить себе продвижение по службе. С конца XIV века и до конца эпохи Лузиньянов Латинская церковь страдала от растущего абсентеизма, ее духовенство предпочитало оставаться в Западной Европе и получать доходы от своих пребенд [Особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т. п. Пребенды были особенно распространены в XII – XVI веках. - прим. пер.] там, а не на Кипре. Великий раскол 1378 года, во время которого соперничали Римский и Авиньонский папы, продолжавшийся до 1417 года, также разделил латинские епископства на Кипре. В 1472 году, за год до окончания правления Лузиньянов, папа Сикст IV жаловался на то, что греческие и другие нелатинские прелаты узурпировали многие полномочия латинских диоцезов на Кипре.

Хотя миграция латинян, армян и сирийских христиан началась еще в византийские времена, при Лузиньянах она заметно ускорилась. К концу XIII века Кипр был многоконфессиональным и многокультурным. Правителями были латиняне, а большинство населения – греки, но присутствовало большое количество восточных христиан, а также небольшие армянские, грузинские и еврейские общины. Социальное и экономическое господство латинян ослабло с конца XIV века, когда обедневшая латинская знать продала вотчины богатым сирийцам и грекам, которые все чаще входили в состав королевской администрации. К XV веку все чиновники королевского секретариата, то есть казначейства, кроме байли, были сирийцами или греками. С середины XV века сирийцы и греки стали занимать исключительно должность байли. Дворянин Иаков из Флери жаловался в 1455 году, что: «Правительство этого королевства полностью перешло в руки греков и людей, не имеющих никакого значения», и это мнение разделял папа Пий II. Приток греков на Кипр после падения Византии в 1453 году под натиском османов, а также поддержка, оказанная им греческой женой короля Иоанна II, королевой Еленой Палеолог, ускорили эти события.

Многокультурный характер лузиньянского Кипра и преобладание сирийских и греческих элементов нашли отражение в литературных и художественных событиях, происходивших в период с XIII по XV века. Литературные произведения XIII века, такие как Gestes Chiprois, включающие хронику Филиппа из Новары о войнах между императором Фридрихом II и Ибелинами, и анонимная хроника, приписываемая «Тамплиеру из Тира», были написаны на старофранцузском языке. На старофранцузском языке написана и La Prise d’Alexandrie Гийома де Машо, написанная в конце XIV века и повествующая о войнах царя Петра I против турок и мамлюков. Однако двор короля Гуго IV в XIV веке был доступен для арабских и греческих ученых, а также для латинян. Греческий богослов Георгий Лапитес считался свободно владеющим как латынью, так и греческим языком. Музыкальные мотеты [Мотет — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. – прим. пер.], исполнявшиеся при дворе короля Януса в начале XV века, включали темы, взятые из греческой агиографии. Две хроники Леонтия Махеры и этнического сирийца Георгия Бустрониоса, охватывающие историю Кипра от латинского завоевания до середины XV века и историю острова в 1458-1489 годах соответственно, были написаны на разговорном кипрском греческом. Assises of the Court of Burgesses, составленные на старофранцузском языке в середине XIII века, были переведены на кипрский греческий в XIV веке. После того как Кипр перешел под контроль венецианцев, обе эти хроники были переведены на итальянский язык в XVI веке, как и “Записки буржского суда”, опубликованные в 1535 году. Итальянский язык вытеснил французский и греческий в качестве основного языка администрации, права и литературного выражения.

Мультикультурализм лузиньянского Кипра нашел живое выражение в архитектуре и иконографии. Собор Holy Wisdom в Никосии, построенный с XIII по начало XIV века и превращенный в мечеть при османах, является крупнейшим сохранившимся готическим сооружением в Восточном Средиземноморье. Готический собор Святого Николая в Фамагусте, построенный в XIV веке и также превращенный в мечеть после 1571 года, демонстрирует черты французской и рейнской готики, а церковь Святого Георгия Грека, построенная для конкуренции с ней, отражает своим сочетанием готической и православной архитектуры не только экономическое превосходство сирийцев и греков, но и влияние готики на восточно-христианскую архитектуру. На греческую иконографию, иногда заказываемую латинскими покровителями, повлияли сирийские христианские, итальянские и армянские мотивы, а также византийский стиль Палеологов, начиная с XIV века. Что касается приобретения, составления или копирования рукописей, то на Кипре можно было найти латинские, греческие, арабские, армянские и коптские манускрипты. Посетив Кипр в середине XIV века, византийский купец Афанасий Лепентренос отметил наличие переводчиков, владеющих латинским, греческим и арабским языками.

В течение трех веков правления Лузиньянов Кипр помогал поддерживать латинские государства в Леванте в течение целого столетия и одновременно стал более тесно интегрирован в международные торговые сети западных торговых стран. Политическая, стратегическая и торговая интеграция с римско-католическим христианством не помешала Кипру развить мультикультурное общество, восприимчивое к византийским, армянским, коптским и сирийским христианским традициям. Начиная с конца XIV века, развивались торговые контакты с мамлюкским Египтом и Сирией, а также с госпитальерами Родоса. Хотя попытки латинской церкви заставить нелатинских христиан признать папскую власть приводили к конфликтам, с конца XIV века набирает силу углубляющийся симбиоз между латинскими и нелатинскими элементами. Однако в тот же период Лузиньянский Кипр пережил военное поражение и экономический упадок. Это, а также обеспокоенность Венеции ростом османского могущества, объясняет аннексию острова.

После османского завоевания в 1570 году Кипр стал частью Османской империи. Однако на протяжении трех веков османского владычества остров поддерживал торговые, культурные и религиозные связи с Западной Европой и православным миром. С переходом власти от османов к британцам в 1878 году связи острова с Западом, теперь уже в качестве британского владения, укрепились. Смутные годы, последовавшие за обретением Кипром независимости в 1960 году, не помешали ему вступить в Европейский союз в 2004 году. Один из ключевых вопросов заключается в том, приобрел ли Кипр ориентацию на Запад в результате латинского завоевания 1192 года. Другой спорный вопрос – позволил ли долгий период правления Лузиньянов и венецианцев [1191-1570 гг.], охватывающий почти четыре столетия, сохранить на Кипре преимущественно христианский характер. Сегодня это единственная страна с христианским большинством к востоку от Родоса, во всех остальных странах, за исключением Израиля, большинство населения составляют мусульмане. Третий вопрос, заслуживающий обсуждения, заключается в том, насколько многоэтнический и многоконфессиональный характер лузиньянского Кипра сопоставим с характером других крупных островов Средиземноморья в тот же период, в частности Крита и Сицилии, а также, в некоторой степени, Балеарских островов. Более того, взаимодействие западной, православной и восточно-христианской культур на Кипре заслуживает сравнения с взаимодействием, происходившим в мультикультурных и мультиконфессиональных островных обществах за пределами Средиземноморья, таких как Шри-Ланка, Индонезийский архипелаг, острова южной части Тихого океана и Карибского бассейна.

ХРОНОЛОГИЯ

1191: Английский король Ричард I завоевывает Кипр во время Третьего крестового похода
1192: Ги основатель династии Лузиньянов, покупает Кипр у короля Ричарда и тамплиеров
1196: При папе Целестине III на Кипре была основана латинская [римско-католическая] церковь, возглавляемая архиепископом и тремя епископами-суффраганами
1197: Амори, брат Ги сменивший его в 1194 году, официально коронован королем Кипра папским легатом епископом Конрадом из Хильдесхайма.
1220-1222: Соглашения, заключенные между короной и дворянством, с одной стороны, и латинской церковью – с другой, регулирующие отношения между ними, выплату десятины, статус греческой церкви и крестьянства
1228-1232: Гражданская война между дворянами, поддерживающими семью Ибелин, и дворянами, поддерживающими германского императора Фридриха II. Первые одержали победу при помощи генуэзцев
1260: Булла Киприана папы Александра IV, принятая греческой церковью, которая признавала папский примат и юрисдикцию латинских епархий на Кипре
1260-1291: Завоевание мамлюками латинских государств в Сирии и Палестине
1271: Мамлюкский флот, вторгшийся на Кипр, потерпел крушение у Лимассола
1291: Падение Акры и Тира, большой приток латинских и сирийских беженцев на Кипр
1292: Папское эмбарго на прямую торговлю между западными купцами и мусульманами
1306: Король Генрих II свергнут своим братом Амори
1309: Госпитальеры отвоевывают Родос у Византии
1310: король Генрих II восстановлен на троне
1312: Роспуск ордена Храма во всей Европе
1322: Мамлюки захватывают Лайаццо, главный порт королевства Киликийской Армении, массовый приток армянских беженцев на Кипр
1330-1351: Кипр присоединяется к военно-морским лигам в союзе с Венецией, папством и госпитальерами для борьбы с турецким пиратством
1344: Окончание папского эмбарго на торговлю Запада с мусульманами; страдает кипрская торговля
1365: Взятие египетской Александрии войсками короля Петра I
1373- 1374: Генуэзское вторжение на Кипр и наложение ежегодной контрибуции
1374- 1464: Фамагуста под властью генуэзцев
1426: Мамлюки вторгаются на Кипр, побеждают и берут в плен короля Януса и облагают королевство ежегодной данью
1460-1464: Гражданская война на Кипре между сторонниками королевы Шарлотты и сторонниками ее незаконнорожденного сводного брата Якова. Он побеждает при поддержке мамлюков
1466: Папа Пий II признает Якова королем Кипра [Яков II]
1473: Смерть короля Якова II
1473-1489: Правление королевы Екатерина Корнаро под венецианским контролем
1489: Отречение от престола королевы Екатерина Корнаро под давлением венецианцев. Венеция устанавливает прямое правление

ЛИТЕРАТУРА

Balard, Michel. Les marchands italiens à Chypre [ The Italian Merchants on Cyprus]. Nicosia: Cyprus Research Centre, 2007.
Coureas, Nicholas. The Latin Church in Cyprus 1195-1312. Aidershot: Ashgate, 1997.
Coureas, Nicholas. The Latin Church in Cyprus 1313-1378. Nicosia: Cyprus Research Centre, 2010.
Edbury, Peter. The Kingdom of Cyprus and the Crusades, 1191-1374. Cambridge: Cambridge University Press, 1971.
Grivaud, Gilles. Entrelacs Chiprois: Essai sur les lettres et la vie intellectuelle dans le royaume de Chypre 1191-1570 [Cypriot Interlacements: A Study on the Literature and Intellectual Life in the Kingdom of Cyprus 1191-1570]. Nicosia: Moufflon, 2009.
Hill, George. A History of Cyprus. 4 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1940- 1952. Volumes 2 and 3 provide a detailed and sound narrative history of Lusignan Cyprus.
Kyriacou, Chrysovalantis. Orthodox Cyprus under the Latins 1191-1571: Society, Spirituality and Identities. Lanham: Lexington Books, 2018.
Olympios, Michalis. Building the Sacred in a Crusader Kingdom: Gothic Church Architecture in Lusignan Cyprus, c. 1209-c. 1373. Turnhout: Brepols, 2018.
Nicolaou-Konnari Angel and Christopher Schabel, eds. Cyprus, Society and Culture 1191- 1374. Leiden: Brill, 2005.

Николас Куреас, факультет Древней и Средневековой истории Лондонского университета

Присоединяйтесь к нашей группе MILITES TEMPLI во ВКОНТАКТЕ