Расположенное в Оверни командорство Полак впервые упоминается в документах 1197 года как – “domus Templi de Paulhac”. Нет сведений о том, что оно из себя представляло до второй половины XIII века, но в 1245 году, местный сеньор Гийом Масжелье (Guillaume Masgelier), отправляясь в крестовый поход подарил храмовникам Полака значительные земли в округе [J-L Aubarbier – La France des Templiers -Editions Sud Ouest, 2007].
По видимому, это послужило удачным стартом для развития этого командорства, поскольку, к концу XIII века, оно имеет уже два подчиненных командорства (Fleuret и La Croix-de-Mazeyrac), а также многочисленные земли и мельницы. В 1246 году храмовники возводят здесь большую часовню, богато украшенную фресками, остатки которых сохранились здесь до сих пор.
Во второй половине 13 века Полак становится главным командорством региона, магистры Оверни Пьер де Мадик, Жерар де Созе, и Раймонд де Мареуль используют Полак в качестве своей резиденции. Командорство играет значительную административную роль в регионе – это подтверждается материалами процесса в которых есть достаточно много упоминаний о принятии в орден новых членов и различных встречах происходивших в стенах этого командорства. Одними из последних командоров Полака были сержанты Жан де Ла Шоссад (1284-1286) [J-L Alias –Acta Templarorium – C. Clergeaud et Plein Soleil, 2002: пункт 1337] и Жан-Рено де Сент-Илер (1281-1284) [там же – пункт 3981] – оба они были также приняты в орден в этом самом командорстве.
В 1307 году тамплиеры Полака были арестованы сенешалем короля Филиппа IV, в числе схваченных был последний командор Полака рыцарь Хумберт де Конборн [там же – пункт 1464], священник ордена Бернар де Виллар [ там же – пункт 4636] и несколько орденских сержантов. Все они были вскоре направлены в Париж, где в ходе допросов командор Хумберт де Конборн признал существование еретических обрядов в ордене и даже существование идолов, к голове которых братья ордена прикладывали шнурки, которые позже должны были носить на поясе. В ходе процесса Хумберт де Конборн отказывается от своих первых признаний (позже он даст достаточно смутные объяснения, что к этому его побудило некое полученное им письмо), но затем, когда к нему была применена пытка, он вернулся к своим прежним показаниям [J. Riley-Smith – The Medieval Crusade – Boydell Press, 2004].
Он повторил свои признания перед папой в 1308 году в Пуатье, причем он был очень авторитетным свидетелем и знал о чем говорил – как пишет Барбер, среди 54 тамплиеров доставленных туда он был почти единственным, кто действительно принимал в орден новичков [M.Barber – The Trial of the Templars – Cambridge University Press, 1993]. Хумберт де Конборн умер в заключении в 1311 году, но интересно, что обвинения в адрес ордена подтвердил и другой рыцарь находившийся в Полаке в 1305-1306 годах – Ги де Шатонед, он находился в заключении Монферране и в 1311 году предстал перед понтификальной комиссией [J-L Alias – Acta Templarorium – C. Clergeaud et Plein Soleil, 2002: пункт 1307]. Еще более интересные показания дал священник ордена из Полака Бернар де Виллар – он был в числе тех немногих, кто подтвердил, что во время мессы сознательно пропускал слова о Христе. Виллар давал показания в 1309 и в 1311 году перед епископской комиссией и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
В 1312 году командорство переходит госпитальерам, оно больше не имеет большего административного значения, но является местным религиозным центром. В XV веке госпитальеры несколько перестраивают церковь, добавляя элементы причудливого декора, а в 1449 году возводят рядом небольшую, но очень изящную часовню, посвященную Святому Фиакру. Она также украшена причудливым орнаментом и гербами великого магистра госпитальеров Пьера де Обюссона. Интересно, что и сейчас существуют работы, авторы которых пытаются разглядеть в декоре Полака различные, таинственные символы масонов или розенкрейцеров. В 1576 году командорство было частично разрушено в ходе религиозной войны и ввиду обрушения его квадратных башен потеряло всяческое оборонительное значение. В 1616 году, оно представляло из себя большое главное здание и многочисленные хозяйственные постройки, расположенные по периметру двух больших дворов. [H. Ducourtieux – Dictionnaire Topographique, archéologique et historique de la Creuse – Limoges, 1902 – здесь же можно найти и список командоров Полака периода госпитальеров: Jean Court, 1446. Jean de Coulx, 1488. Antoine Coralli, 1498 N… de Vallieux, 1561. N… de Raymond de Thys, 1567. Pierre de Razès, 1573. N.., de la Gouthe, 1581. Pierre de Saconnevs, 1582. César de Saint-Ytieix, 1588-1616. François de Malesset, 1637, Jean-Michel de Burin, 160. François de Malesset de Châtelus, 1645-1691. Marie Grattel, de Dolomieu, 1696. Jean de Félines de la Renaudie, 1744-1753. Georges- Etienne-Joachim de Boson de Champdiver, 1760. Amable de Saint-Julien de la Rochelle, 1776. Jean-Pierre de Gain de Linars, 1783.] С течением времени, командорство было полностью разрушено, но его церковь, построенная еще храмовниками [Некоторые источники прошлого века утверждают о существовании и даже приводят фотографии замечательного подземного зала сохранившегося под церковью, однако мне, не известно существует ли он на данный момент.], и часовня сохранились. В 1789 году они были конфискованы и церковь посвященная Святому Иоанну стала приходской. Сейчас она принадлежит местному самоуправлению, и время от времени там проводятся различные концерты, ну а мнимые сокровища ордена в округе ищут до сих пор.
Заборовский Э., Рига, 2008