Командорство Крессак было основано примерно в 1150-1160 году, когда один из сеньоров Шатинье (Chatigniers) вернулся из III крестового похода и возвел здесь часовню, которую передал ордену тамплиеров.
ИСТОРИЯ
К сожалению, не сохранилось почти никаких документов о деятельности этого командорства, до начала XIV века [Jacques Dubourg; Les Templiers dans le Sud-Ouest Editions Sud Ouest 2001],но по некоторым деталям, упоминаемым в связи с процессом над храмовниками, можно сделать вывод, что оно было очень важным командорством региона. Важности этого командорства способствовало и то, что оно находилось на одном из маршрутов следования паломников идущих в Сантьяго-де-Компостелло, до сих пор на одной из стен часовни можно увидеть «след расcкаяния» – углубление характерной формы протертое руками тысяч паломников которые стирали свои ладони в кровь в знак раскаяния и смирения.
Археологические раскопки в Крессаке не проводились и у нас нет никаких данных о том, что архитектурно представляло из себя это командорство, но по некоторым следам на стенах часовни, таким как замурованные проемы и опоры для стропил соседних строений, можно предположить, что она входила в комплекс других зданий командорства. По единичным документам известно, что в 1261 командором Крессака был брат Генри ду Вержи (Henri du Vergier), в 1286 брат Пьер де Банхол (Pierre de Banhol), а в 1303 году брат-сержант Бартелеми де Мерло (Merlot или Morlet). В 1307 году последний командор Крессака сержант Эли Рено (Hélie Raynaud) (на момент ареста ему было 50 лет) и его помощник сержант Хумбер де Пуи, который вступил орден только в 1302 году, были арестованы и препровождены в тюрьму города Ниора, а затем, доставлены в Пуатье, где содержались на хлебе и воде, позже они были переведены в Париж. В материалах процесса сохранились их показания, также как и показания сержанта Одебера де Порт (Audebert de Porte) и сержанта Хуго де Нарзака (Hugues de Narzac) – наставника находящегося не далеко командорства Лез-Эпо (Les Epeaux), двое последних были приняты в орден именно в командорстве Крессак. [Смотри Interrogatoire de frère Humbertus de Podio, du diocèse de Poitiers и Interrogatoire de frère Hélias Raynaudi, précepteur de la maison du Temple du Dognon – в Michelet – Le procès des Templiers]
В 1312 году, как и все другие командорства храмовников Крессак перешел ордену госпитальеров. Большой урон этому командорству был нанесен столетней войной, а сокращение числа паломников и чума заставили его влачить жалкое существование. Оно было подчинено командорству госпитальеров в Villegats, а позже главному командорству Бове-сюр-Мата (Beauvais-sur-Matha). В 1789 году, в ходе Французской революции часовня Крессак подвергается большим разрушениям, в ходе которых часть бесценных фресок была безвозвратно утрачена. Когда французское правительство в 1792 году продает ее под хозяйственные нужды это уже руины. В последующее столетие она используется как хлев и конюшня. В начале XIX века часовня Крессак объявлена памятником истории и выкуплена правительством, а в 1922 году начинается ее реставрация. В 1950 году начинается реставрация ее знаменитых фресок, на которую уходит в общей сложности 16 лет.
ФРЕСКИ
Хотя Ален Демурже и пишет что: Знаменитые фрески часовни в Крессаке, в Шаранте, обязаны своим существованием великодушию дарителя, желавшего обеспечить себе вечную память [Ален Демурже – Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120-1314 Евразия, 2008 г.], но остальные исследователи с ним не согласны и датируют первые фрески Крессака 1170 –1180 годами, т.е. через 20-30 лет после основания командорства [Кроме Dubourg и Frizot на такой датировке настаивает, например Jean-Luc Aubarbier – La France des Templiers -Editions Sud Ouest 2007.], причем, судя по краске фрески алтарной части написаны позднее, а декорированная орнаментом полоса, отделившая верхний ряд фресок от нижних на боковой стене и закрывшая часть изображений (этакое средневековое варварство) была написана в последнюю очередь [Смотри также Julien Frizot – Sur les pas des Templiers en terre de France – Ouest-France 2005.].
Наиболее знамениты фрески написанные на северной стене, верхней ряд изображений повествует от битве с сарацинами, разыгравшейся в 1163 году у подножья замка Крак де Шевалье, когда осадивший замок Нуреддин был полностью разбит внезапной атакой франкской кавалерии. Рыцарь в центре фрески, изображения которого так любят помещать у себя различные источники по истории ордена, на самом деле отношения к тамплиерам не имеет – это Жоффруа Мартель, брат графа Ангулемского Уильяма Тайллефера. Однако тамплиеры на фреске присутствуют, мы их можем увидеть в группе рыцарей выходящих в поход из городских стен (Иерусалим?). Здесь существует одна интересная деталь, эти фрески были скопированы в 1871 году и сейчас этот рисунок находится в запасниках музея города Ангулем. В те далекие времена фрески были в гораздо большей сохранности, и рассматривая этот рисунок сейчас мы можем увидеть, что один из группы тамплиеров даже играет на музыкальном инструменте!
Одна из фресок изображает менее воинственную сцену – обмен или выкуп пленных (причем, судя по тому, что мы видим сарацина выводящего пленника из мусульманского лагеря это выкуп именно христианских пленных). Всадник в центре, это предположительно Хью VIII де Лузиньян граф де Ля Марш, отец печально известного иерусалимского короля Ги де Лузиньяна.
Алтарная, восточная часть часовни включает в себя два больших изображения. Слева святой Михаил, взвешивающий людские душа на весах, справа изображение епископа, предполагают, что это тот самый Адемар, религиозный лидер первого крестового похода, который был епископом Ангулема. Слева наверху мы можем видеть крест, вписанный в круг с изображением звезды (солнца?), двух планет, и буквы «А» – возможно «альфы» и здесь как объяснение на ум приходит «Я есьм Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» [Иоанн гл.1 ст. 8] как обозначение бесконечности и всемогущества Бога, но….там нет «омеги»!
Западная стена включает две больших фрески и небольшое изображение парусного судна сделанного на правой стороне оконной ниши. На правой фреске достаточно распространенный сюжет – Святой Георгия убивающий дракона, от последнего остался лишь фрагмент пасти и когтистая лапа дорисованная на боковой стене оконной ниши. Фреска с другой стороны более интересна – она изображает конного рыцаря увенчанного короной и попирающего конем маленького человечка, по видимом, сарацина. Находящаяся рядом и приветствующая рыцаря женщина также увенчана короной. Существует несколько толкований этого изображения, одна из версий утверждает, что это император Константин защищающий Мать-Церковь [Barber M. The new knighthood: A history of the Order of the Temple – Cambridge University Press, 1994.], другая предполагает, что на фреске изображен французский король Людовик VII и не менее известная дама Алиенора Аквитанская.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Часовня командорства расположена на дороге между городками Крессак и Бланзак. На данный момент это здание является частной собственностью французской протестантской церкви. Там даже проходят богослужения, но в связи с тем, что протестанты в Франции переживают явно не лучшие времена, они достаточно редки и нерегулярны. Что бы там не говорили многочисленные сайты и путеводители, для того, что бы там побывать, нужно предварительно связаться с офисом по туризму в городке Бланзак – тел: 0545641488
Заборовский Э., Рига, 2013
[gmedia id=12]