Top.Mail.Ru
- Страница 2 из 2 Отношения между домами тамплиеров Британии и местными общинами

Отношения между домами тамплиеров Британии и местными общинами

Резюме из свидетельств, полученных в Англии и Ирландии, было составлено весной 1311 года. По-видимому, для справки к предстоящему Собору во Вьенне. Ныне хранится в Архиве Ватикана [M. Barber, The Trial of the Templars (Cambridge, 1978), p. 286 n. 11.]. В нем содержалось ряд свидетельств, не включенных в ms Bodley 454. И в том числе, сделанное неким Николасом Редемером (Nicholas de Redemere), монахом-проповедником, сказавшим:

se audivisse a domina de Stitetona iuxta yheil conventrensis diocesis uxor domini Willelmi de Bereford militis + iusticiarii domini Regis quod quidam famulus Eiusdem domine prout dictus famulus narravit dicte domine portavit litteram directam Cuidam templario apud belasale, + Cum intrasset Capellam vidit unum fratrem de Templariis levantem pannos suos a tergo + deponentem femoralia + retrogradiendo posuit anum suum ad faciem ymaginis Crucifixi. [«Diminutio Laboris examinantium processus contra ordinem Templi in Anglia quasi per modum Rubricarum», Vatican, Armarium XXXV, ms 147, fol. 3r; published in K. Schottmüller, ed., Der Untergang des Templer-Ordens mit urkunlichen und kritischen Beitragen, 2 vols (Berlin, 1887, repr. Vaduz, Liechtenstein, 1991), 2.78-102: here p. 82. [См. Nicholson, ed., Proceedings.]]

Он слышал от леди Stiteton. живущей возле Keele (неизвестно), жены Уильяма Берефорда (William de Bereford), рыцаря и королевского юстициария, что один из ее слуг говорил ей, будто он возил письмо адресованное некому тамплиеру в Balsall [Уорикшир]. Войдя в часовню, он заметил храмовника, осквернившего крест.

В настоящее время это не часовня. Эйлин Гудер назвалf это строение пост-тамплиерским; часовня была, вероятно, в западной части зала, ниже гостиной [E. Gooder, Temple Balsall: the Warwickshire Preceptory of the Templars and their Fate (Chichester, 1995), pp. 67-8.]. Очевидно, это была приватная часовня командорства, и в этой истории нет причин, по которым посланник мог бы войти в нее. Частный характер часовни также мог быть связан с деятельностью тамплиеров, держащим что-то в тайне. С другой стороны, тот факт, что посланник вошел в часовню без объяснения причин своих действий, говорит о том, что посторонние обычно рассчитывали на свободный доступ в них.

Брат Томас, управляющий из ордена Храма на предварительном допросе объяснял почему двери часовни закрывались во время церемонии приема:

De causa quare seculares non intersunt in recepcione et professione fratrum, dicit quod credit quia ita scribitur in libro eorum articulorum [MS Bodley 454, fol. 13r; Wilkins, ed., Concilia, 2.335.].

По причине того, что светские лица не были допущены к службе и занятию братьев, он говорит, что, по его мнению, это было потому, что таким образом было написано в правилах Ордена.

В Уставе Ордена, на самом деле, такой инструкции не было. Но если братья не опасались вторжения в свои часовни, когда двери оставались не запертыми, то очевидно, что посторонние обычно могли туда входить.

Еще одна причиной, по которой посторонние могли посещать дома тамплиеров, была благотворительность храмовников. Устав Ордена гласил, что тамплиеры должны были давать пищу и одежду бедным [H. de Curzon, ed., La Règle du Temple (Paris, 1885), sections 19, 29, 62, 65, 94, 97, 129, 153, 188, 189, 199, 370, 371; trans. J. Upton-Ward, The Rule of the Templars: The French Text of the Rule of the Order of the Temple (Woodbridge, 1992).]. Некоторые британские дома тамплиеров, сверх этого требования, регулярно раздавали милостыню местным беднякам и нуждающимся. Присяжные, в 1309 году установившие стоимость бывшей усадьбы тамплиеров в Фукебридже/Foukebridge (ныне Фоубридж/Foulbridge) в северном Йоркшире, заявили, что милостыню давали по три дня каждую неделю всем желающим:

dicunt etiam quod solebant facere in eodem manerio elemoseria cuilibet pauperi venienti per tres dies in qualibet septimania, an de iure an de gratia sua; tam de caritaria quam de elemosinia predicti iurati ignorant [TNA: PRO E 142/16, mem. 15.].

Подобные милостыни раздавались и в Крессинге в Эссексе:

Item predicti fratres solebant distribuere per constitucionem tocius Capituli qualibet septimana per iij dies singulis annis omnibus pauperibus ibidem venientis panem et bladem pro voluntate eorumdem et estimata quod eadem elemosina potest fieri per annum de lij s [M. Gervers, ed., The Cartulary of the Knights of St John of Jerusalem in England, Secunda Camera, Essex (London, 1982), p. 56, doc. 85, from British Library ms Cotton Nero E VI, fol. 304r; see also Forey, «Charitable Activities of the Templars», p. 118.].

Однако в некоторых случаях присяжные отметили, что по первоначальным условиям дарения тамплиеры не были обязаны регулярно подавать милостыню. [London, British Library, ms Cotton Nero E VI: at Chingford in Herts (new foliation: fols 68v-70r), at ‘Elfande’ (Elsand?) in Surrey (fol. 141r), Loxwood in Sussex (fol. 142r), Merrow in Surrey (fol.147r), Shipley in Sussex (fols 152v-153v), Compton in Sussex (fol. 164), and Berwick in Sussex (fols 151r and 200r).].

Такая милостыня была очень ценной для местной бедноты, особенно в условиях ухудшения климатических условий начала XIV века. Урожайность падала и продовольствия не хватало. В 1324 году английский парламент постановил передать бывшую собственность тамплиеров госпитальерам при условии, что те будут продолжать оказывать «те же услуги, что и братья Ордена Храма на момент их роспуска. Например, кормлении бедных, лечение, богослужения, защита Святой Земли и прочие обязанности и услуги, ранее предусмотренные» [Translated in Calendar of the Close Rolls: Edward II, AD 1323-1327 (London, 1898), p. 91.]. Тем не менее, госпитальеры не сочли обязательным продолжать благотворительную деятельность тамплиеров. В марте 1335 года король Эдуард III создал комиссию по расследованию причин невыполнения госпитальерами благотворительной деятельности, которую тамплиеры из Eagle в Линкольншире выполняли по условиям первоначального акта дарения. В том числе раздачу беднякам по 15 шиллингов и еды каждую неделю, вместе с обувью и другой одеждой ежегодно [Calendar of the Patent Rolls: Edward III, AD 1334-1338 (London, 1895), p. 199.]. Ибо по результатам расследованиям 1344 года было установлено, что таковой благотворительности не оказывалось [Calendar of the Close Rolls: Edward III, AD 1343-1346 (London, 1904), p. 313; but cf. Calendar of the Charter Rolls, AD 1342-1417 (London, 1916), p. 40.]. Вопрос вновь возник в 1377 году и должен был быть разрешен со ссылкой на решение от 1344 года [Calendar of the Patent Rolls: Edward III, AD 1374-1377 (London, 1916), p. 424.].

Саймон Филлипс (Simon Phillips) предположил, что подобные проблемы по управлению бывшими землями храмовников у госпитальеров возникли из-за того, что “для покровителей тамплиеров единственным средством вернуть себе земли было доказательство несостоятельности госпитальеров поддерживать эти услуги”. В дополнение к спору по поводу Eagle, он привел аналогичный спор, возникший в 1420-х годах между королевскими чиновниками и госпитальерами Апледона (Upleadon), бывшего командорства тамплиеров в Херефордшире (Herefordshire). Заявленные услуги в Апледоне включали в себя уже упомянутые: уход за больными и приют для путешественников. «Было указано, что в часовне должны служить три священника; должно было быть пять больничных коек с двумя мужчинами на каждой, с едой и одеянием, и если кто-то умирал, то он должен был быть заменен (возможно, выплата пенсии). Путешественники также должны были угощаться едой и напитками» [S. Phillips, «The Role of the Prior of St John in Late Medieval England, c. 1300-1540», Unpublished Ph.D. thesis, University College Winchester, April 2005, pp. 13, 37: quoting Calendar of the Close Rolls, Henry VI, 1422-1429 (London, 1933), p. 244.]. Утверждалось, что во времена тамплиеров в Апледоне было как минимум три corrodaries (человек, получающий средства на проживание, пенсию – прим. Пер.) [Calendar of the Close Rolls: Edward II, AD 1307-1313 (London, 1892), p. 388: John Parson of Garway and Richard de la Felde, chaplain. See also H. Cole, ed., Documents illustrative of English History in the Thirteenth and Fourteenth Centuries (London, 1844), «Corrodia petita de domibus Templariorum», pp. 163-4: Nicholas de Stounesby. See also p. 175 for a corrodarian who received a regular payment and clothes but did not live in the commandery.].

Некоторые из предъявителей претензий в отношении бывших земель тамплиеров были более изобретательными, чем другие. В 1330-е годы королевский распорядитель в Йоркшире конфисковал camera госпитальеров из Stainton-upon-Blackholmoor, по прозванию Staintondale, в Северном Йоркшире. Он утверждал, что они были даны тамплиерам королем Стефаном при условии, что магистр «найдет капеллана, дабы отправлять там богослужение ежедневно, и будет принимать и кормить бедняков и паломников, бить в колокола и сигналить каждый вечер на закате, чтобы странники и путешественники не заблудились» (предположительно по дороге вдоль побережья от Скарборо в Уитби). Но при госпитальерах все это якобы прекратилось. В ходе расследования выяснилось, что имущество никогда не принадлежало тамплиерам, поскольку было предоставлено госпитальерам королем Ричардом I без обязательств каких-либо услуг [Calendar of the Close Rolls: Edward III, AD 1339-1341 (London, 1901), pp. 410-11.].Тем не менее, стоит отметить уверенность этого распорядителя, что такие услуги были естественны для тамплиеров.

Еще одним средством, с помощью которого дома тамплиеров участвовали в жизни своей округи, была выплата corrodies (пенсий, пособий). В английских домах тамплиеров было много получателей пенсий даже в тот период, когда тамплиеры уже отказались от некоторых своих обязательств. Эйлин Гудер (Eileen Gooder) считает, что наличие corrodies является «признаком присутствия тамплиеров в указанном доме» [E.A. Gooder, «South Witham and the Templars. The Documentary Evidence», in Excavations at a Templar Preceptory: South Witham, Lincolnshire, 1965-67, ed. P. Mayes (Leeds, 2002), p. 85.]. Алан Фори рассматривал роль тамплиерских командорств в поддержке ветеранов Ордена посредством пенсий [A. Forey, «Provision for the Aged in Templar Commanderies» in La Commanderie: Institution des ordres militaires dans l’Occident médiéval, ed. A. Luttrell and L. Pressouyre (Paris, 2002), pp.178-83.]. Некоторые из пенсионеров были донатами Ордена, но были и бывшие служители, в обмен на многолетнюю службу получившие на старости пропитание и жилье в доме, где работали.Таким образом, пенсионная система укрепляла связи между домами тамплиеров и окружающими общинами.

Командоства тамплиеров пользовались услугами довольно большого количества посторонних лиц, как внутри, так и вне домов. Записи о доходах и расходах, составленные королевскими хранителями, назначенными для управления собственностью английских тамплиеров после ареста братьев в начале 1308 года, дают представление о влиянии командорств храмовников в своих округах. Эйлин Гудер проанализировала эти счета для Балолла (Balsall) в Уорвикшире и Южного Витама (South Witham) в Линкольншире, в то время как P.M. Райан (P.M. Ryan) изучил их для Крессинга (Cressing) в Эссексе [Gooder, Temple Balsall, pp. 31-63; Gooder, «South Witham», pp. 80-95; P.M. Ryan, «Cressing Temple: its history from Documentary Sources», in Cressing Temple: A Templar and Hospitaller Manor in Essex, ed. D.D. Andrews (Chelmsford, 1993), pp. 11-24.]. Рассматривая только штатных работников, Гудер установила, что в Balsall было 19 работников или famuli, из которых двое, смотритель плугов и пастух, работали сезонно. Кроме того, еще двоих мужчин принимали на время сбора урожая. Трое из рабочих (смотритель и два лесника) имели свои собственные дома, но “нет никаких оснований полагать, что остальные члены famuli жили где-либо, кроме как в помещениях в пределах поместья”. Им выплачивалось жалование. Частично наличными и частично продовольствием. Гудер прокомментировала это так: «это значило больше, чем просто пропитание … иными словами, даже наименее благополучным из famuli не грозил голод» [Gooder, Temple Balsall, pp. 31-3.]. Таким образом, при тамплиерах по крайней мере 17 мужчин могли полагаться на постоянную работу, которая обеспечивала содержание их самих так и, возможно, иждивенцев. И это без учета сезонных рабочих, занятых неполный рабочий день, таких как xv mulieres colligentes stipula’ per iiijor dies, упомянутых попутно в счетах королевских хранителей [[15 women collecting straw for four days] TNA: PRO E 358/19, mem. 40(1) recto.]. Но что стало с этими рабочими после арестов тамплиеров? Гудер отметила, что в Балолле с 1308 года «Хранители проводили политику сокращения расходов, уменьшая количество работников». В 1313-14 гг. были распроданы все запасы. Так что Балолл, вероятней всего, оказался заброшенным [Gooder, Temple Balsall, pp. 43, 61.].

В Южном Витаме (South Witham) Гудер отметила восемь famuli, плюс 12 пахарей и судебного пристава. Кроме того, еще трое пастухов оплачивались из соседнего командорства тамплиеров в Бруере (Bruer). Как и в Балолле, королевский хранитель распродал запасы и в 1309 году, по королевскому указу, передал командорство новым владельцам [Gooder, «South Witham», pp. 85-6.]. В Факсфлите, Джон де Крипинг (John de Crepping), хранитель земель тамплиеров Йоркшире, сообщал в 1308 году, что он выплатил заработную плату смотрителю (prepositus), управляющему фермой, плотнику, кузнецу, мельнику, 14 пахарям, двух возчикам, как пастухам, свинопасу, восьми пастухам, cocus daye (повар-молочнику?), formannus messoris (надзирателю за урожаем) и оплатил расходы по содержанию лошадей. Им выплатили пшеницей и смешанным зерном (siligo mixta) по ставке одна четверть (в денежном выражении) за 12 недель. Была также некая женщина, в течение девяти недель, с 3 марта по 5 мая, собиравшая молоко для ягнят (I mulier colligens lac pro agnis). Ей заплатили четверть. Еще одна женщина, которая тоже собирала молоко для ягнят, за период с 3 марта по 14 апреля или за шесть недель, получала 3 бушеля. Десять женщин-доярок, работавших в течение семи недель с 15 мая по 24 июня, получили по четыре четверти и три бушеля. Пастуху из близлежащего Эттона, присматривавшему за баранами из тамошнего командорства тамплиеров, пасшихся на пастбищах Факсфлита, за период с 24 марта по 15 июня, то есть за 12 недель, выплатили четверть [TNA: PRO E 358/20, mem. 40 recto.].

Джона Креппинга, как хранителя земель тамплиеров в Йоркшире, сменил Джон Грей (John de Gray). Его списки выплат похожи, но включают также instaurius (кладовщик). В то время как повар и молочник оказываются двумя разными людьми: 1 coci + eiusdem Daye. В его списках отмечены семь пастухов и свинопас, получавших по одной четверти каждые 12 недель. Десять женщин, доивших овец за пол бушеля в неделю. И два крестьянина, ухаживавших за стадом, и получавших по четверти каждые 16 недель. Одна запись включает в себя смотрителя за пахарями; в зимних счетах значится hertiator или боронитель. Работникам платили как зерном, так и наличными [TNA: PRO E 358/18, mems 31, 33 recto, 34 recto.]. Последователи Джона Грея, Александр Кейв (Alexander de Cave) и Robert de Amecotes, отвечали за завершение королевского управления Факсфлитом. По распоряжению короля все движимое имущество было передано Джоанне, вдове Александра Комина (Alexander Comyn) [TNA: PRO E 358/18, mem. 45 recto; TNA: PRO E 358/19, mem. 29 recto; see also Calendar of the Patent Rolls: Edward II, AD 1307-1313 (London, 1894), p. 569.]. Факсфлит был главным домом тамплиеров Йоркшира [По первому списку шерифа, на момент ареста во Факсфлите было четыре брата, включая священника. Это больше, чем в любом другой доме Йоркшире; здесь записи тамплиеров Йоркшира: TNA:PRO E 142/18 mems 1, 13.], поэтому неудивительно, что в нем было занято значительное количество людей. Неясно, что стало с поместьем после их передачи, но потеря регулярной и сезонной работы, предлагаемой тамплиерами, была ударом для работающих и их семей.

Отдельные дома тамплиеров могли отвечать и за местные экологические вопросы. 18 ноября 1308 года король Эдуард II написал Джону Шадуорту (John de Shadworth), хранителю бывших земель тамплиеров в Эссексе. В письме говорилось, что король понимает какую роль играли дамбы и рвы на морском побережье, еще недавно принадлежавшие домам тамплиеров Саттона. И что братья использовали их против наводнений. Ныне же состояние дамб настолько ухудшилось, что если не будут предприняты незамедлительные меры, то прибрежные земли будут затоплены морем.Джон де Шадуорт вынужден был незамедлительно отремонтировать дамбы и рвы из бюджета Саттона [2 Edward II, Lord Treasurer’s remembrancer, memoranda rolls: TNA: PRO E 368/79, mem. 107 recto).]. В период ухудшения климатических условий необходимость эффективной защиты от наводнений на восточном побережье Англии и на побережье Сомерсета стала актуальной. Из записей в Patent Rolls за период с 1313 по 1327 годы ясно, что во многих областях не было никого, кто отвечал бы за обеспечение технической поддержки этой защиты; единственной мерой было учреждение королевской комиссии по de wallis et fossatis в ответ на местную петицию [Calendar of the Patent Rolls, Edward II, AD 1313-1317; AD 1317-1321; AD 1324-1327 (London, 1898-1904), passim.]. Там, где существовал местный ответственный орган, такой, как тамплиеры, роспуск этой организации оказал существенное влияние на округу.

Что думали о братьях соседи тамплиеров? На этот счет существуют некоторые судебные свидетельства. Эйлин Гудер отметила, что монахиня Св. Марии из Кларкенуэлла (Clerkenwell) передала изображение Пресвятой Девы Марии из слоновой кости одному из тамплиеров, заключенному в тюрьму Олдгейта [Gooder, Temple Balsall, p. 113, quoting Cole, ed., Documents illustrative of English History, «Corrodia», pp. 215-16.]. Большие толпы людей, собиравшиеся в первые недели июля 1311 года, чтобы услышать, как тамплиеры из провинции Кентербери абсорбируют ересь и получают отпущение грехов, указывают на то, что в Лондоне был широко распространен интерес к делу [Ms Bodley 454, fol. 165r-v, Wilkins, ed., Concilia, 2.389: «presente Concilio et plebe totius Civitatis’; ms Bodley 454 fol. 168r, Wilkins, ed., Concilia, 2.391: ‘+ magno populo Civitatis»; ms Bodley 454, fol. 168v, Wilkins, ed., Concilia, 2.391: «populi civitatis multitudine copiosa».]. В Шотландии лорд Генри де Сент-Кларо, Сент-Клер или Синклер ( Henry de St Claro, St Clair, Sinclair) и лорд Хью де Ридейл, два соседа Тамплиеров по Балантродоку в Мидлотиане (Temple), выразили свое доброе мнение о покойном местном командоре:

Dixit +iam dominus Henricus de Sancto Claro predicto quod vidit semel quendam Templarium magistrum domus de Blancredok in Scocia in articuo mortis corpus xpi devote recipientem pro ut intuentibus videbatur. Tunc dixit dominus Hugo de Rydale predictus quod idem magister magna dedit donaria pro eo quod non iret ad Capitulum Templariorum generale + credit hoc eum fecisse ne consentiret criminibus nunc per maiores sui ordinis confessatis.

Лорд Генри Синклер сказал, что видел командора на смертном одре, принимавшего евхаристию благоговейно, насколько могли судить зрители. Тогда Лорд Хью де Ридейл сказал, что тот же самый командор раздавал дары, не ходил на капитулы, и он верит, что тот делал это потому, чтобы ему не хотелось соглашаться с теми преступлениями, которые теперь признаны за начальством его Ордена.

Очень немногие из бывших слуг или арендаторов британских тамплиеров давали показания в ходе судебного разбирательства. А те, кто это сделал, мало что могли сказать об Ордене [The neighbours of the New Temple (Ms Bodley 454, fols 60r-62v, abridged in Wilkins, ed., Concilia, 2.348-9), с некоторыми исключениями либо благоприятные, либо свидетели заявили, что они ничего не знают о деле. Три бывших служителя ордена дали показания по дисциплинарным процедурам для слуг ордена: ms Bodley 454, fol. 97v: Osbertus Carectarius and Willelmus Bogeys, and ms Bodley 454, fol. 99r: Gilbertus de Chapemoa (Wilkins, ed., Concilia, 2.362, 363, gives names only, omitting their testimonies). Другие бывшие служащие не имели достаточной информации: ms Bodley 454, fols 153v, Wilkins, ed., Concilia, 2.379: Thomas de Broghton, former servant of the order on Cyprus; ms Bodley 454, fols 158v-159r, Wilkins, ed., Concilia, 2.382: Johannes Chyngor, former servant of the Templars in Scotland, and Adam Faber, Alanus Pay, Michael Fyder, Thomas Stagger, Thomas Tenaunt, Johannes Sergaunt, Adam Lax and Johannes Gruub, his neighbours and tenants of the Templars.]. Имелись явные преимущества в том, чтобы быть арендатором у тамплиеров. Поскольку братья и их арендаторы пользовались определенной степенью независимости от королевской юрисдикции [Clarence Perkins, «The Knights Templars in the British Isles», English Historical Review 25 (1910), 213-18.]. Хотя точные обстоятельства не ясны, но внезапное изменение от относительного отсутствия внешнего вмешательства до более интенсивного государственного надзора за арендаторами, вызванного арестом тамплиеров, возможно послужило поводом для беспорядков, произошедших в тамплиерском квартале города Бэлдок, в Хартфордшире. После роспуска ордена в 1312 году, королевские чиновники принялись собирать пошлины и другие сборы от ежегодной ярмарки [Calendar of the Patent Rolls, Edward II: AD 1307-1313 (London, 1894), pp. 535-7, 539-40.].

В этой статье предлагается небольшой выбор свидетельств, сохранившихся в записях «дела тамплиеров» на Британских островах, которые могут углубить знания ученых о взаимоотношениях тамплиеров с обществом в целом. Мы видим, что хотя бы некоторые дома тамплиеров были интегрированы в окружающие районы. Путешественники регулярно останавливались в них и могли посещать часовни. Многие местные жители нанимались в командорства тамплиеров на постоянную или временную работу. Кроме того, благодаря предоставлению пенсионов и благотворительной деятельности, дома тамплиеров были важными центрами помощи местным пожилым и нуждающимся людям. Приведенные здесь данные свидетельствуют о том, что уровень обеспеченности варьировался от дома к дому, и что некоторые дома были более значительными для округи, чем другие. Однако, поскольку эта статья лишь едва очертила круг сохранившихся свидетельств, то имеется большой потенциал для дальнейших исследований в этой области.

Николсон Х. Дж./ Relations between Houses of the Order of the Temple in Britain and their local Communities, as indicated during the Trial of the Templars, 1307-1312
Перевод с английского: Анохин В.