Top.Mail.Ru
Отношение современников к делу тамплиеров - Страница 2 из 3 - Тамплиеры | milites TEMPLI

Отношение современников к делу тамплиеров

Официальная французская версия о согрешениях тамплиеров была также воспринята английскими хронистами, которые утверждали, что именно папская курия была ответственна за арест [Lumby, J. Knighton, Chronicon, 2. RS. London. 1889:333; Annales Hibrenie в Gilbert, J. Chartularies of St. Mary’s Abbey, Dublin, 2. RS. London. 1885:336; Giles, J. Chronicon Angliae Petriburgense. Caxton Society. London.1845:159; Annales Londoniensis в Stubbs, W. Chronicles of the reigns of Edward I and Edward II. 2 vols. RS. London 1882 a:152; Gesta Edwardi de Carnavan в Stubbs b:28ff; Luard, H. Flores historiarum, 3. RS. London.1890:331.]. Последнее не следует воспринимать как критику в сторону курии, а наоборот как подтверждение уверенности хронистов в существовании ереси тамплиеров, которая требовала папского наказания. Но в целом за пределами Франции в таких государствах как Германия, Арагон и Италия противников ареста было больше чем сторонников. Такая оппозиционная точка зрения может быть объяснена тем, что ее приверженцы находились далеко за пределами сферы влияния капетингской пропаганды. Определенное число летописцев называют французскую инициативу и последующее молчание папы шагом, предпринятым в рамках финансовых интересов французского короля, чей поступок выходил «за всякие пределы зависти и алчности» [Agnolo di Tura del Grasso в Lisini, A. and F. Iacometti Paolo di Tommaso Montauri, cronaca senese. RIS 11.6: 179-252. Bologna1939:299; Mattiae Nueweburgensis в Böhmer Fontes rerum Germanicarum. 4 vols. Stuttgart 1868:237; Johannes Victoriensis в Böhmer :352.]. Такое поведение имеет под собой не желание защитить тамплиеров или убеждение в правоте их дела, но скорее критику французского политического курса. Те летописцы, что обходили стороной экономическую сторону вопроса, выдвигали на первый план вред, нанесенный институту церковного иммунитета, и сравнивали всю ситуацию с событиями происшедшими в Ананьи. Данная версия представляет Климента агентом французской политики, действующим из страха перед повторением ситуации с судом над Бонифацием VIII [Heinricus Rebdorfensis в Böhmer:552; Del Lungo La cronica di Dino Compagni delle cose occorrenti ne’ tempi suoi, 2. RIS 9.4. Firenze 1913:219; Massera Marcha di Marco Battagli da Rimini. RIS 16.3. Citta di Castello1913:65; Johannis de Bazano в Casini Chronicon Mutinense. RIS 15.4. Bologna.1916:71.]. Другая цепь реакций иначе связывала эти два аспекта вопроса. Согласно Спиноле Арагонскому, арест тамплиеров послужил интересам и папы и короля, так как оба хотели конфисковать имущество тамплиеров, таким образом, добиваясь коронации короля из династии Капетингов короной Иерусалима [Finke:51.].

Реакция на арест тамплиеров не обнаруживает сильного противостояния самому аресту, а скорее политическому курсу Филиппа Красивого и мотивам, двигавшим им. Первоначально же всеобщее удивление не сопровождалось попытками заставить папу изменить свое решение или изменить французскую политику [В начале XIV столетия невозможно найти более вдохновленного апологета, чем Э. Монтаньяк, который хотел узнать правду, скрывавшуюся за «неправедным судом», судьями на котором были папа и французский король. С другой стороны Э. Ренан считает роспуск ордена разумной идеей, исходящей из провала королевства крестоносцев. К. Хефель делал акцент на те препятствия, которые расставлял орден на пути Филиппа Красивого к абсолютизму. Дж. Хиллгарт видел связь между роспуском ордена и экспансионистскими стремлениями Капетингов. См. Montagnac, E. Histoire des chevaliers Templiers. Paris. 1864:4; Renan, E. Etudes sur la politique religieuse duregne de Philippe le Bel. Paris 1877:291-4; Hefèle-Leclercq Histoire des conciles d’après les documents originaux, 6. Paris.1914:517; Hillgarth Ramon Lull and Lullism 1971:94-5.]. Это можно рассматривать как достижение королевской пропаганды. Принятие капетингской версии событий легко объясняется таинственностью, окружавшей орден, его образом, напряженностью и соперничеством, которые сопутствовали его взаимоотношениям с духовенством. К этим факторам можно прибавить строгую критику ордена Вильгельмом Тирским, Иоанном Солсберийским [Webb, C. Ioannis Saresbcriensis episcopi Carnotensis, Policratici sive de nugis curialium et vestigiis philosophorum libri VIII, 2. Oxford. 1909:165-9.], Жаком де Витри [Baptista : 409-11.] и Матвеем Парижским [Luard, H. Matthaei Parisiensis, Chronica majora, 2. RS. London. 1874:145.], чью точку зрения в ретроспективе следует воспринимать своеобразной легитимацией ареста. Сомнительно, что капетингская пропаганда могла бы преуспеть в своем деле, не существуй уже готовность принять ее. Признание хронистами существования ереси тамплиеров было проявлением неприязни по отношению к ордену.

Тем не менее, реакция других европейских монархов демонстрирует совсем иную позицию. Желание Филиппа присоединить к своей «Священной Войне» других монархов было встречено с холодностью, а иногда и с резким сопротивлением. Римский король Альбрехт I и Хайме II Арагонский сохраняли нейтральную позицию, пока сам папа в особом порядке не потребовал от них арестовать тамплиеров в их государствах [Schwalm, J. Beitrage zur Reichsgeschichte des XIV Jahrhunders. Neues Archiv fur altere deutsche Geschichtskunde 25:615-40. 1899:633, Finke :89-90.]. Эдуард II был менее сговорчив: в своих письмах королям Португалии, Кастилии, Арагона и Сицилии он не скупился на выражения, перечисляя мотивы, подвинувшие его тестя совершить арест [Rymer, T. Foedera, conventiones, literae, et cujuscunque generis acta publica, inter reges Angliae, 2, 5. ‘s-Gravenhage. 1741d:94-5, 100.]. Из этого следует, что капетингская пропаганда не имела одинакового успеха во Франции и за ее пределами. И в начале XIV столетия одобрение папы все еще оставалось исконным источником легитимации религиозной политики.

Такое проявление крайнего нежелания отвечать на призывы Филиппа побудило папу придти к нему на помощь. Булла Pastoralis praeminentiae от 22 ноября 1307 г. имела своей целью создать объединенную христианскую силу, направленную против ереси, которая бы освободила французскую монархию от ее изоляции в этом вопросе. Европейским королям предписывалось арестовать тамплиеров и конфисковать их имущество до провозглашения папского решения [Dupuy, P. Histoire du différend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel. Paris 1655:227; Bonaini, F. Acta Henrici VII Imperatoris Firenze. 1877:6-8; Kern, F. Acta Imperii Angliae et Franciae ad anno 1267 ad annum 1313. Tubingen. 1911:120-2.]. И действительно только благодаря папскому приказу тамплиеры по всей Европе были арестованы к началу 1308 г.

Реакция на эти последние аресты подтверждает глубокое расхождение, существовавшее между хронистами и политической элитой. Сообщая об аресте тамплиеров в Англии, французские хронисты поддерживали французскую версию о ереси тамплиеров [Flores historiarum в Luard: 331; Gesta de Edwardi de Carnavan в Stubbs b:28-31; Annales Londoniensis в Stubbs a:190-8.]. Английские хронисты также поддерживали французскую версию, согласно которой, именно папская инициатива, направленная против рыцарей ордена, привела к их аресту королем [Annales Paulini в Stubbs a:265; Augier, G. Chroniqucs de London Camden Society. London. 1844:34; Riley, H. Thomas Walsingham quondam monachi S. Albani, Historia Anglicana. RS. London.1879:120; Chronica pontificum ecclesiae Eboracensis в Raine, J.Historians of the church of York and its archbishops, 2. RS. London. 1879b:414.]. Но в целом французская версия не пользовалась большой поддержкой. Король Эдуард II относился к рыцарям ордена с большой долей осторожности, несмотря на ту готовность, с которой он их арестовал. Эта двоякая королевская политика стояла и за теми комфортными условиями, в которых содержались тамплиеры, и за теми суммами денег, которые им давались после ареста: от 6 denarii до 2 solidi и 6 denarii [Gesta Edwardi de Carnavan в Stubbs b:32; Walter Hemingburgh в Hamilton 1848:386.].

Вполне сносные условия содержания английских тамплиеров демонстрируют двоякое отношение к ним во время судебного процесса. По сравнению с хронистами, оказывавшими горячую поддержку французской версии, поведение короля отражает его уклончивую позицию. Эдуард II не скрывал ни своих сомнений относительно ереси тамплиеров, ни своего желания защитить себя от французского заговора. Его готовность поддержать папу и его политику не являлась следствием капетингской пропаганды, но была вызвана его собственными политическими и экономическими интересами. Слабая внутренняя политика Эдуарда II вынуждала его быть более восприимчивым к непрерывному давлению со стороны своего единственного приверженца во внутренних делах, папы. Более того, конфискация имущества тамплиеров имела свою притягательность для короля, и сыграла немаловажную роль в склонении его к решению поддержать политику Климента V. Соответственно, Эдуард II поспешил составить реестр владений тамплиеров и конфисковать их имущество [Rymer d:138. Попытки папы ограничить английского короля в его оппортунистических стремлениях не увенчались успехом. См. Regestum Clementis Papae V. cura e studio monachorum ordinis S. Benedicti, 9 vols. Bibliothèque des Ecoles Françaises d’Athènes et de Rome, Roma, 1885-92: nos. 3402-3514; 3626-33].

Внутри страны реакция на политику короля была положительной – она встретила всеобщую поддержку. Хронисты того времени явно осознавали поспешность королевских действий и его желание присоединиться к знати в распределении добычи [Annales Londiniensis в Stubbs a:201; Le livere de reis в Glover, J. Le livere de reis de Britanie e le livere de reis de Engleterre. RS. London, 1865 :326.]. Они жестоко порицают усилия папских легатов нарушить права английского нобилитета, чьи предки и были первоначальными благодетелями ордена тамплиеров [Galfridus le Baker в Giles :53; Vita et mors Edwardi в Stubbs :299. Позднее возражение короля против передачи имущества тамплиеров госпитальерам породило тенденцию к пренебрежению предписаниями Вьеннского собора. Только к 1323 г. предписания собора были выполнены.].

В общем и целом, английские прелаты поддерживали политику короля: такое поведение отражает их неприятие французской политики. Позиция английских прелатов отобразилась и в решениях поместных соборов, созванных для обсуждения участи тамплиеров. В сентябре 1309 г. папские инквизиторы Деода, аббат Ланьи, и Сикар де Ваур, священник из Нарбонны, прибыли в Англию. Их попытки найти доказательства, схожие с теми, что были найдены во Франции, не увенчались успехом, и Кентерберийский собор, действовавший с ноября по декабрь 1309г., запросил королевского соизволения на применение пытки. Прошение было удовлетворено, и палачом был назначен Гийом де Ден. Но даже спустя шесть месяцев папские легаты смогли добиться лишь небольшого числа признаний, относящихся к ошибкам в наложении епитимий [Dugdale, W. Monasticon Anglicanum, 6, London, 1673 :846-7; Rymer d:154-5, 163, 165-6; Powicke, F. and C. Cheney Councils and synods with other documents relating to the English Church, 2. Oxford. 1964:1240-3.]. В сентябре 1310 г. Кентерберийский собор начал новое дознание с применением пыток [Regestum Climentis Papae V : nos. 6376, 6378, 6670; Rymer d:171, 174-8.]. И наконец, Лондонский собор, действовавший с апреля по сентябрь 1311г., заставил тамплиеров после расследования Инквизиции признать себя виновными в представленных им обвинениях [Annales Paulini в Stubbs a:270; Flores historiarum в Luard :144-5.].

Однако на Йоркском соборе в 1311г. выступили противники папской политики. Это, возможно, связано с тем фактом, что назначенные папой архиепископ Гринфилдский и епископ Дурхемский Энтони Бек были местными прелатами. В Йорке в результате расследования над ересью тамплиеров были выявлены, как и в Кентербери, лишь мелкие нарушения в наложении епитимий [Powicke and Cheney :1277-88; Walter Hemingburgh в Hamilton: 395.]. Все же Йоркский собор выступил против применения пытки [Hamilton, H. Walter of Hemingburgh, Chronicon. 2 vols. English Historical Society, London 1848:391-2] и после долгих прений заставил тамплиеров поклясться под присягой в своей невиновности. Тех, кто поклялся, отправили в монастыри для завершения процедуры церковного наказания. В протоколах десятого дня заседания собора содержится диффамационное заявление, относящееся к обвинениям в сторону тамплиеров [Powicke and Cheney :1338.]:

Я осуждаю и отрицаю перед этими Четырьмя Святыми Евангелиями любые ереси, а особенно те, что содержатся в папской булле [Ad omnium fere], которой я и был оклеветан; и я обещаю соблюдать в будущем Католическую и Истинную Веру в том виде, в каком ее придерживается, учит и проповедует Святая Римская Церковь.

Другой вариант данной присяги, приведенный Уолтером из Хеминбурга, еще более резок и не оставляет места для сомнений в оппозиционности прелатов к капетингской пропаганде и их уверенности в невиновности тамплиеров [Hamilton :395.].

Такое расхождение во взглядах между двумя английскими землями объясняется их взаимоотношениями с королем. Постановления Йоркского собора, принятые местными прелатами, выявляют более независимую линию поведения этой области. Однако оба случая отражают неприятие французской пропаганды и попытку защитить тамплиеров как можно дольше в условиях давления со стороны папы. Такое поведение, по меньшей мере, удивительно, если учесть напряженные взаимоотношения ордена и английской церкви. Несомненно, английские прелаты знали о выгоде для них от ликвидации ордена, которая освободила бы их от ненавистного соперника. Но с их точки зрения, поддержав политику папы по отношению к тамплиерам, они бы поспособствовали централизации папской власти и продвинули бы французско-папские отношения на новый уровень. Оба этих явления были характерными для политики папства периода Авиньонского пленения. Итак, именно сопротивление централизации папской власти и про-французские наклонности в политике папы Климента V играют первостепенную роль в поддержке тамплиеров в их тяжбе, а не вера прелатов в невиновность ордена. Ленгленд прекрасно описывает этот мотивационный ряд [Skeat, W. Langland, the vision of William concerning Piers Plowman, text B. Early English Text Society. Oxford, 1869:282.]:

В английских источниках мы можем увидеть, что мнения о виновности тамплиеров были разнообразными. Хронисты с готовностью поверили в виновность тамплиеров, тогда как король и прелаты оказывали свою поддержку ордену. Различие во взглядах, несомненно, объясняется влиянием социально-политических факторов. Однако с нашей точки зрения это является показателем того, что, несмотря на капетингскую пропаганду, различие во взглядах существовало. И хотя можно было бы согласиться со словами М. Барбера, утверждавшего, что капетингская пропаганда была «гениальным шедевром», все же это различие во взглядах доказывает, что следует разделять различные слои общества и их реакцию на пропаганду не только в Англии, но и во Франции [Barber, M. Propaganda in the middle ages: the charges against the Templars. Nottingham mediaeval studies 1973:57.].

В марте 1308 года разрядке в отношениях между Климентом V и Филипплом Красивым был положен конец приказом папы прекратить все разбирательства над тамплиерами во Франции [Regestum Clementis papae V: nos. 2352, 2371, 2387, 2614, 3381, 3400-1, 5544.]. По-видимому, радикальное изменение в папской политике было продиктовано его страхом перед независимостью французской линии поведения в вопросах веры и беспокойством по отношению к собственности ордена, которая была уже конфискована французскими королевскими чиновниками. Внезапно потеряв поддержку папы, Филиппу пришлось искать новый источник поддержки. Попытка достичь этой цели видна в призвании королем Парижского университета. Филипп Красивый попросил Университет помочь ему советом в том, как следует поступить с тамплиерами и их собственностью. Королевский призыв сопровождался признаниями, вырванными у рыцарей во Франции. Однако члены Университета, не критикуя открыто политику короля, отказали ему в праве действовать самостоятельно против ордена, так как это нарушало право церковной неприкосновенности; даже собственность тамплиеров была предназначена служить той же цели, что и сам орден, а именно отвоеванию Святой Земли [Denifle, Chartularium Universitatis Parisiensis, 4. Paris. 1894 :664. Августин Триумфус указывал на такой же подход. См. Scholtz, R. Die Publizistik zur Zeit Philipps des Schonen und Bonifaz VIII. Stuttgart, 1903:508-16.].

Тамплиеры | milites TEMPLI