Другие личные предпочтения в почитании Святых выделить невозможно. К примеру, тамплиеры утверждали, что располагали мощами Св. Евфимии Халкедонской в своей восточной сокровищнице. Автор одного путеводителя для паломников XIII в. также упоминал этот факт. Однако в материалах процесса над тамплиерами только двое из братьев назвали Св. Евфимию по имени в своих личных признаниях. Из этого видно, что орденская иерархия могла признавать значимость Св. Евфимии для ордена, однако рядовые члены корпорации могли не проявлять интереса к ней [Die Untergang des Templer-Ordens. Bd. 11. S. 209, 210, 215. Philippi descriptio Terrae Sanctae / Ed. W. A. Neumann // Österreichische Vierteljahresschrift für katholische Theologie. Wien, 1872. Bd. XI. S. 76. Новое издание: Prater Philippus de Busseriis. Liber peregrinationum, 1285-1291 // Itinera Hierosolymitana cru cosigna torum (saec. Xil – XIII) / Ed. S. de Sandoli. Jerusalem, 1978 – 1984. Vol. IV. P. 246. Ch. 56. Michelet /. Proces. Vol. I. P. 143-144. MS Bodley 454. fol. 156v.]. Другой случаи касается Св. Урсулы, мощами которой обладал парижский дом ордена храмовников. Никто из братьев не ссылался на эти мощи в своих свидетельских показаниях, кроме брата Уильяма из Арребли, который подавал прошение о милости королю Франции Филиппу IV; впрочем, он не был уверен, что эти мощи существовали, он лишь видел, что высшие официалы ордена поклонялись неким святыням [Michelet J. Proces. Vol. I. P. 502; Vol. II. P. 218.].
Еще одна святая, упомянутая мимолетно в постановлениях тамплиеров, была удостоена единичного упоминания в других орденских документах; это – Св. Мария Магдалина. В постановлении относительно проведения капитулов приведена молитвенная формула, которую следовало произносить, испрашивая отпущение в конце капитульного заседания: «Я молю Бога, чтобы Он, по Ею милосердию и во имя любви к Его милой матери, и во имя добродетелей Его и всех святых простил наши грехи так же, как Он простил славную Св. Марию Магдалину» [Regie. Sect. 539; Upton-Ward J.M. Rule. P. 140.]. В ходе процесса несколько братьев упоминали эту молитву с указанием имени Марии Магдалины [MS Bodley 454. Fol. 88v; Michelet J. Proces. Vol. I. P. 444. Cuzzo C. Templari in Sicilia. La Storia et Ie sue Fonti tra Federico II e Roberta d’Angio, Insignia et arma // Quademi di „Sacra Militia”: Ordini cavallereschi, araldica, simbologia. Genova, 2003. Vol. II. P. 91.]. Однако ни постановление ордена с упоминанием Магдалины, ни заинтересованность инквизиторов точной формулировкой молитвы отпущения, ни признания отдельных братьев, не подтверждают широкого персонального почитания Марии Магдалины.
Несмотря на дефицит точных свидетельств, сам факт наличия мощей, которыми владели ордена, позволяет понять религиозные интересы корпорации и отдельных членов. Если орден обладал мощами какого-то Святого, то его члены с большей вероятностью могли почитать именно его, отчасти потому, что орден содействовал культу этого Святого, дабы обрести его покровительство, а отчасти потому, что было легче почитать того Святого, который находился, если можно так выразиться, под рукой. Могли сказываться оба эти мотива, к тому же братья могли предпринять некоторые усилия для обретения мощей тех святых, которые уже были почитаемы.
Кроме уже упомянутых мощей, в 1272 г. тамплиеры отправили в Англию мощи Св. Филиппа, Елены, Стефана, Лаврентия и Варвары [Barber М. The new knighthood. P. 200. Bulst-Thiele M. L. Sacrae domus militiae Templi Hierosolymitani magistri. P. 254. Not. 87. Tommasi F. I Templari е il Culto delle Reliquie.]. Они не обязательно происходили из моще хранилищ, исстари принадлежавших ордену, но могли быть приобретены специально для отправки новым сторонникам Храма на Западе. К сожалению, не все мощи, названные в этом послании, могут быть отождествлены. Во время процесса над британскими тамплиерами один монах признавал, что ордену в Англии принадлежали 4 идольские головы: одна находилась в ризнице в Лондоне, одна – в Бишэме в Беркшире, одна – в Брюере в Линкольншире, и еще одна была где-то в Нортумбрии [MS Bodley 454. Fol. 99v. Bro John of Donyngton. Concilia / Ed. by D, Wilkins // Concilia Magnae Britanniae et Hiberniae. L„ 1737. Vol. II. P. 363.]. Если его утверждение было истинным, то эти головы могли являться мощами Святых. Известно, что королевские должностные лица, составлявшие описи имущества тамплиеров во время арестов братьев начала 1308 г., отмечали, что они нашли много мощей в доме храмовников в Лондоне, однако они воздержались их идентифицировать. Вероятно, они не могли вынести суждение о подлинности мощей святых, ибо их задачей было оценить имущество Храма для продажи, а не отождествлять святыни. В описи значилось: «Один серебряный с позолотой ларец с различными мощами, ценой 10 шиллингов. […] один серебряный реликварий с главой некоего святого, ценой 2 фунта серебра. […] один реликварий с различными мощами (…) неопределенной цены» [Baylis Т. Н. The Temple Church and Chapel of St. Anne, etc… // An Historical Record and Guide. L., 1893. P. 145. Public Record Office. Exchequer (Lord Treasurer’s Remembrancer) Enrolled Accounts. Miscellaneous. N 24.].
Документы Тевтонского ордена подтверждали, что братья обладали в Кульме головой Пресвятой девы и мученицы Св. Варвары, захваченной во время набега на замок Сартовиц в 1242 г. [Petri de Dusburg. Chronica Terre Prussie / Hrsgb. von K. Scholz and D. Wojtecki // Ausgewählte Quellen zur Geschichte des Mittelalters. Darmstadt, 1984. Bd. XXV. S. 140. Bk. 3. Ch. 36.] Неизвестно, почитали ли братья Варвару прежде, или они получили такую возможность, став владельцами мощей знаменитой святой. Франческо Томмази отмечал, что Тевтонский орден обладал также головой одной из 11000 дев Урсулы в комтурстве Святой Троицы в Венеции [Tommasi F. I Templari e il culto-delle reliquie. P. 207.].
Богатым собранием святынь располагали Госпитальеры. Самой ранней реликвией являлся палец Св. Марии Магдалины, первая ссылка о котором относится к 1286 г. [Selwood D. Knights of the Cloister: Templars and Hospitallers in Central- Southern Occitania, c. 1100 – c. 1300. Woodbridge, 1999. P. 99. The Order’s Early Legacy in Malta / Ed. by J. Azzopardi. La Valleta, 1989. P. 13, 72.]. Им принадлежал также реликварий с рукой Св. Екатерины Александрийской, который, возможно, был выполнен византийскими мастерами XII в. Упоминалась мощехранительница с частью руки Элиона де Вилланев, магистра ордена 1319 – 1334 гг. [Ibid. P. 10.12, 73.], а также с фрагментом руки Св. Иоанна Крестителя, которая была передана братьям в 1484 г. османским султаном Баязидом II [Ibid. P. 11, 70-71.]. В Оверни орден обладал мощами Св. Георгия [Selwood D. Knights of the Cloister. P. 99.]. В конце XlV в. госпитальеры Родоса обладали многочисленными священными останками, включая кости Св. Стефана, Георгия, Агнии и Варфоломея. К началу XVI в. они завладели мощами Св. Панталеона, Себастиана и Анны и заполучили череп Св. Иоанна Крестителя [The Order’s Early Legacy / Ed. by ). Azzopardi. P. 12-13, 73. Legrand L. Relation du pelerinage a Jerusalem de Nicolas de Martoni, notarié Italien (1394-1395) // ROL. P., 1895 Vol. III. P. 641-643. Alien D. F. The Order of St John as a “School for Ambassadors” in Counter-Reformation Europe // The Military Orders. Welfare and Warfare / Ed. by H. J. Nicholson. Aldershot, 1998 Vol. II. P. 373.].
Ряд деталей заставляет предполагать существование индивидуального благочестия. Пол Хетерингтон исследовал множество артефактов Госпитальеров. Известен диптих с белым крестом госпитальеров на красном поле; в музее собора госпитальеров на Мальте сохранились оружие магистра Элиона де Вилланев, иконы Святых византийского стиля и мощи святых. Святые представлены известными фигурами, как, например: Св. Иоанн Креститель, архангел Михаил, Дева Мария, Св. Георгий, Св. Стефан, и фигурами менее известными в военно-монашеской среде, в частности, такими, как Св. Иоанн Богослов, Св. Григорий, Св. Василий и Св. Николай [Hetherington Р. The Byzantine Reliquary at the Cathedral Museum // Portable Altars in Malta / Ed. by J. Azzopardi La Valetta, 2000. P. 39-56.]. Пол Хетерингтон проанализировал иконографию чаши, принадлежавшей великому магистру острова Адаму; она, вероятно, была сделана в Париже около 1530 – 1531 гг.; на ней эмалью расписаны образы Св. Иоанна Крестителя и головы восьми апостолов: Св. Андрея, Св. Иоанна Евангелиста, Св. Иакова Младшею, Св. Фомы, Св. Варфоломея, Св. Симона, Св. Петра и Св. Павла [Hetherington P. The Chalice of Grand Master L’lsle Adam, in Rabat // Treasures of Malta. La Valetta, 2001. An. VU. N 2. P. 35-40.].
Сопоставляя все эти свидетельства вместе, можно определить круг святых, имена которых появляются неоднократно. Ведущими патронами названных орденов выступали Дева Мария, а для Госпитальеров – Св. Иоанн Креститель. Затем, это имена наиболее часто встречающихся Святых: Св. Георгий и Св. Екатерина Александрийская для всех грех орденов, Маккавеи, с которыми все три ордена сравнивались папством, и Св. Евфимия Халкедонская для храмовников и, позже, для Госпитальеров. Также известными были Св. Фома и другие апостолы, Св. Стефан, Св. Лаврентий, Св. Себастьян, Св. Урсула, Св. Варвара и Св. Мария Магдалина. Почему военные духовные ордена предпочитали этих святых в своем корпоративном благочестии?
Во-первых, почти все они были известными святыми, весьма почитаемыми в латинском христианском мире, начиная с XII в. Исключением была только Св. Евфимия, чей культ был локализован Центральным и Восточным Средиземноморьем. Кроме того, упомянутые военные ордена почитали эту Святую потому, что обладали ее мощами. Св. Евфимия была мученицей ранней церкви, дочерью сенатора, которая отринула выгоды высокого происхождения ради Христа и которая бесстрашно выступила против языческого правителя [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. da G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. II. P. 951-954.], давая хороший пример братьям военно-монашеского ордена для подражания. Прочие святые почиталась не столь широко, за исключением Св.Екатерины Александрийской, которая стала одной из наиболее популярных святых в конце средневековья, отразив народное благочестие своей эпохи [Lewis Κ. J. The Cult of St Katherine of Alexandria in Late Medieval England. Woodbridge, 2000.]. Нужно учитывать, что члены военно-монашеских орденов выросли в обществе, где уже почитались эти святые, они поэтому, естественно, продолжали чтить их, вступив в орден. Наконец, чтя этих святых, проявляя благочестие, военно-монашеские ордена стремились заслужить уважение общества.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что святые, которые почитались в духовно-рыцарских орденах, были и мужчинами, и женщинами, хотя ордена тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев были по преимуществу мужскими. Некоторые мужчины-святые были военными людьми: Св. Георгий, Св. Себастьян, и Маккавеи. Они демонстрировали духовную силу военного служения Богу, а, в случае с Георгием и Маккавеями подчеркивалась ценность и чисто военных навыков в службе Богу. Относительно женщин-святых полезны выводы Кэролайн Уолкер Байнум: «В период XII – XV вв. […] положительные женские фигуры и женские идеалы заняли существенное место в спиритуалитете» [Walker Bynum C. “…And woman his humanity”: female imagery in the religious writing of the Later Middle Ages // Idem. Fragmentation and redemption:eEssays on gender and the human body in Medieval Religion N. Y., ‘1992. P. 152.]. Можно утверждать, что духовные лидеры тамплиеров поддерживали благочестие братьев в отношении женщин-святых, поощряли братьев познавать «женские» добродетели: смирение, терпение, страдание, так называемые «пассивные добродетели» [Nicholson H.J. Head of St Euphemia. P. 117.], коими деятельные воины часто пренебрегали. Братья-военные всех военно-монашеских орденов извлекали духовную пользу от постижения таких добродетелен, и становились более дисциплинированными воинами.
В-третьих, кроме Девы Марии и Марии Магдалины, все перечисленные святые умерли насильственной смертью на службе Богу. Все они были мучениками. Подобно тому, как воины военно-монашеских орденов были потенциальными мучениками, которые должны быть готовы «положить свою жизнь за братьев», как говорил папа Иннокентий II о первых тамплиерах [Papsturkunden für Templer und Johanniter, Archivberichte und Texte / Hrsgb von R. Hiestand. Bd. Ш. S. 206.]. Поэтому святые-мученики вызывали у них особый интерес. Такие примеры наставляли воинов ордена не отрекаться от своей веры, даже если они были захвачены в плен врагами, даже перед лицом страшной смерти. Иное дело – Св.Мария Магдалина. Хотя госпитальеры утверждали, что они обладают одним из ее пальцев, Магдалина не стала ведущей женской святой военно-монашеских орденов. Как грешница, раскаявшаяся и прощенная Христом, и последовавшая в верном служении за Ним, она, по преданию, стала апостолом во Франции, сделалась добрым примером членам военно-монашеских орденов, но пользовалась меньшим почитанием по сравнению с теми, кто умер мученической смертью [Clemens R. The Cult of Mary Magdalen in Late Medieval France // Mediävalhagiography: an anthology / Ed. by Th. Head. N. Y.; L., 2001. P. 655—656.].
Дева Мария была Небесной Царицей, матерью Бога, кто, подобно земным царицам, как верили средневековые, западные христиане, будет ходатайствовать от имени верующих перед лицом ее Сына. Легенды XII в. о Марии, созданные за пределами военно-монашеских орденов, изображали ее в образе Дамы и Королевы [Gautier de Coincy. Miracles of the Virgin Mary / Trans, by R. Blumenfeld-Kosin // Medieval Hagiography an anthology / Ed. by Th. Head. N. Y.; L., 2001. P. 627-653.]. Как известно, королевы могли также командовать армиями, солдаты могли сражаться под знаменем королев. Как поступал и Тевтонский орден, следуя под знаменами Девы Марии [Livländische Reimchronik / Hrsgb. von F. Pfeiffer // Bibliothek des literarisch Vereins in Stuttgart. Stuttgart, 1844. Bd. VII. Lin. 8430-8432,10686-10687.]. Помимо примера Марии как смиренной женщины, безропотно принявшей волю Бога, был образ Богоматери, достойной почитания, и способной дать последнюю помощь людям. Поэтому она была главной святой латинской церкви периода средневековья.
Иными были причины избрания Св. Иоанна Крестителя патроном ордена госпитальеров. Они восходят, кажется, к деятельности основателей ордена в Святой Земле. Кроме того, Св. Иоанн Креститель был Святым покровителем Амальфи, откуда происходил основатели госпитального братства [Hiestand R. Die Anfänge der Johanniter // Die geistlichen Ritterorden Europa Hrsgb. von J. Fleckenstein und M. Hellmann. Sigmaringen, 1980. S. 45.].
Понимая, что самые различные качества могли привлечь членов военно-монашеских орденов к тем или иным Святым, следует установить, что знали о них братья. Основным источником сведении о житиях Святых, доступным средневековым читателям, была Золотая Легенда, написанная Якопо Ворагинским около 1260-х гг [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. da G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. П. P. 951-954..]. Она была широко известна и активно читалась в течение всею средневековья, хотя большая часть населения знала ее содержание благодаря проповедям в праздничные дни соответствующего святого [Lewis K. J. The Cult of St Katherine of Alexandria in Late Medieval England. Woodbridge, 2000. P. 15-20.]. Однако «Золотая легенда» едва ли поможет в изучении общего знания о святых до 1260-х гг. Если взять в качестве примера Св. Георгия, то Легенда начинается с известного эпизода борьбы с драконом и спасения принцессы, в результате чего правитель и народ были обращены в христианство. Однако, фактически мотив драконоборчества стал связываться с Георгием относительно поздно, по мере развития культа Святого: наиболее ранняя записанная версия датируется XI в. и представлена в грузинской рукописи; самое раннее изображение георгиева подвига встречается в той же Грузии в конце XI в. [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. I. P. 392-394. Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 140-142.].
Предание о победе над драконом, вероятно, стало популярным на Западе потому, что хорошо соответствовало идеалам того времени, пониманию роли воина в защите благородной женщины. Впрочем, не нужно забывать, что, когда крестоносцы впервые познакомились с образом Св. Георгия на Востоке, причин для ero популярности не было, поскольку акцентировался не факт спасения им принцессы от дракона, но перипетии его ужасной смерти от рук римского правителя. В конце XII или начале XIII вв. англо-норманнское житие Св. Георгия не упоминало ни дракона, ни принцессу, но концентрировалось на споре Св. Георгия с правителем и страшных подробностях его мученичества [Simund de Freine. Passio beati Georgii militis et martyris // Les Oeuvres de Simund de Freine / Ed. by J. Е. Matzke. P., 1909. P. 61-117.]. Джейн Картрайт отмечает, что Житие Св. Георгия во многом походит на житие Святой мученицы, в частности, Св. Екатерины Александрийской; там также присутствовали отказ приносить жертву римским богам, многократные пытки и мученичество [Cartwright J. Dead Virgins: Feminine Sanctity in Medieval Wales // Medium aevum. Sl, 2002. Vol. LXXI. P. 13.]. Это сходство между двумя агиографическими повествованиями убеждает в том, что военно-духовные ордена больше интересовались мученичеством Св. Георгия, нежели его героическими рыцарскими свершениями.
Маккавеи появляются в Золотой легенде как семь братьев, отказавшиеся есть свинину, дабы защитить свой религиозный закон. За этот отказ они и были преданы мучениям [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. II. P. 699-700.]. Чтобы получить представление о их смиренной стойкости в принятия страданий и смерти, Легенда отсылает читателей ко второй Книге Маккавеев, являющейся частью апокрифических книг Ветхого Завета. Однако известное сравнение римскими папами военно-монашеских орденов с Маккавеями заставляет вспомнить о военном поприще Иуды Маккавея и его братьев, сражавшихся с эллинистическим язычеством в Палестине во II в. до н. э., о чем рассказывается в первой Книге Маккавеев. Другой современник, сравнивавший крестоносцев с Маккавеями, отмечал, что военные умения Маккавеев были более важны для крестоносцев, чем их мученичество [Pope Gregory VIII. Audita tremendi. Roger of Howden. Gesta regis Henrici Secundi: the chronicle of the Reigns of Henry II and Richard ad 1169-1192 / Ed. by W. Stubbs // Rolls Series. L., 1867. Vol. XLIX. P. 2. P. 18. Caesarii Heisterhacensis monachi ordinis Cisterciensis. Dialogus miraculorum / Ed. J. Strange. Coloniae Agrippinae; Bonni; Bruxelis, 1851. Vol. I. P. 302. Dist. 5. Ch. 21.].
В большинстве случаев Золотая легенда оказывается единственной версией житий многих святых, сохранившейся от средних веков и имевшей широкое распространение. Какие же аспекты этих житий могли быть особенно значимы для членов военно-монашеских орденов?
Св. Екатерина Александрийская была известна своими спорами с преследователями и своим превосходством над ними в познаниях и в мастерстве слова. Пожалуй, такие качества не были характерны для типичного воина средневековья; но если Екатерина, простая девушка, смогла достичь этого, то подобного же превосходства над врагами должны были добиться и воины. Согласно Легенде, Екатерина была дочерью царя Александрии, одного из главных городов мусульманского Египта в Средние века. Она известна обращением в христианство императрицы и одного из ее приближенных [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. II. P. 1205-1215.]. В то время обращение неверных в христианскую веру еще не было обязанностью военно- монашеских орденов, чем не менее, они были связаны с ним [Forey A. The Military Orders and t ho conversion of Muslims in the twelfth and thirteenth centuries // Journal of Modiev.il History. S.J., 2002 Vol. XXVIII. P. 1-22.]. Госпитальеры были особенно расположены в почитании Екатерины: они обладали частью ее руки; она была покровительницей итальянской ветви ордена; ей были посвящены два приюта, и в XVII в. художник Маттео Прети создал великолепную картину ее мученичества для орденской церкви Св. Екатерины итальянской в Ла Валлетте [Buhagiar M. The Iconography of the Maltese Islands, 1400-1900: Painting. La Valletta, 1987. P. 91,98. Pl. 5.14.].
Все апостолы давали прекрасный образец христианам: они были призваны Христом, дабы служить Ему и проповедовать Евангелие, останавливать их врагов, переносить мучения и умирать за Христа. Св. Фома, по преданию, распространял христианство в Индии и, согласно «Легенде», проповедовал народам Месопотамии и Востока [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. I. P. 53-62.]. Вследствие этого он представлял особенный интерес для орденов, основанных на Ближнем Востоке [Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. I.., 1980. P. 209.]. Св. Стефан, один из семи диаконов, поставленных апостолами для заботы о бедных христианах в Иерусалиме [Деян. 6:5], был другим хорошим примером , для госпитальных военно-монашеских орденов. Англо-норманнские легенды госпитальеров сообщали, чти он был причастен к первому госпиталю [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. I. P. 78-86; Hospitaliers Riwie. Lin. 305-310.]. Он также был одним из первых христианских мучеников.
Св. Лаврентии был известен мученичеством на железной решетке. Согласно Легенде, он был на службе у императора Филиппа, христианина. После смерит Филиппа, его сын поставил Лаврентия ответственным за имперскую казну, с наставлением, чтобы он в случае смерти правителя роздал все имущество церкви и бедным. Сын был убит узурпатором Децием, завладевшим ею достоянием. Лаврентий был арестован и подвергнут пыткам. Святой отказался выдать деньги и отречься от христианской веры, напротив, он пытался обратить в христианство мучителей [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. II. P.754-773.]. Его отказ отречься от Христа становился еще одним примером членам военно-монашеского ордена, которые могли быть захвачены в плен нехристианами и принуждены к отречению от христианства. Был важен также момент ответственности Св. Лаврентия за хранение денег и последующее их использование во благо бедных, поскольку военно-монашеские братства возлагали на себя бремя попечения о бедных и больных.
Св. Себастиан был известен своим мученичеством: он был привязан к дереву и поражен стрелами. В XVII в. сцена мученичества Св. Себастиана была воплощена в картине для госпитальеров Мальты [Buhagiar M. Iconography. P. 88.]. Согласно преданиям, Святой смог исцелиться от множества ран, но позднее был забит до смерти. Поэтому он почитался помогающим больным. Кроме этого, Себастиан обладал проповедническим даром [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. I. P.168.]. Согласно Золотой легенде, он вдохновил двух братьев стойко выдержать муки за веру. Святой обратил их родителей в христианство. Со священником Поликарпом он разрушил более чем две сотни идолов [Ibid. P. 163-164,165.]. Для членов военно-монашеских орденов важны были целительнее способности Св. Себастиана, поскольку ордена Девы Марии и Св. Иоанна призваны были заботиться о больных [Christiansen E. Northern Crusades. P.222. Buhagiar M. Iconography. P. 88.]. Но также была важна борьба Святого с нехристианами, так как первой обязанностью военных членов названных корпораций было уничтожение идолопоклонничества и содействие обращению в христианство.
Св. Урсула была популярной святой, отчасти потому, что ее мощи, равно как и мощи многих дев-праведниц, стали доступны после эксгумации массовою захоронения в Кельне 1155 г. Культ Св. Урсулы поддерживался городской общиной Кельна с середины XII в. Хотя по убеждению самой Святой, она происходила из Уэльса. Несмотря на то, что центром культа Св. Урсулы был Кельн, город, с которым военно- монашеские ордена имели не особенно тесные связи, орденские корпорации, располагая мощами ее дев, определенно способствовали распространению ее почитания, как особенно значимою для братьев. Согласно «Золотой легенде», Св. Урсула и ее девы предпочли казнь от варваров, нежели отречься от веры и девственности. Кроме того отмечалась их паломническая деятельность. Отмеченные особенности делали их особенно близкими членам военно-монашеских орденов, которые давали обет целомудрия, должны были быть стойкими в вере, и в чье призвание входила защита паломников [Jacopo da Varazze. Legenda Aurea. Vol. II. P. 1073-1078. Cartwright I. Dead Virgins. P. 11-12.].
Св. Варвара не упоминается и Золотой легенде, несмотря на ее широкое почитание в западном, христианском мире начиная с VII в. Поэтому невозможно установить, что знали о ней братья военно-духовных орденов. Согласно легенде, она пыла казнена своим отцом-язычником за ее веру; ее отец в последствии был поражен молнией. Она имела репутацию защитницы от огня и молнии, а позднее и от огнестрельного оружия. Последнее способно объяснить, почему она почиталась людьми военной профессии. Св. Варвара, как полагали, обеспечивала, последнее причастие умирающему, что было важной заботой для участвовавших в войне [The Catholic Encyclopedia / Ed. C. C. Herberman et al. l.; N. Y, 1907. Vol. II. P. 284-285.].
Данное исследование началось с осмысления трудностей в определении святых, которых предпочитали братья военно-духовных орденов в своей практике благочестия. Однако изучение святых, упоминавшихся в различных письменных источниках, запечатленных на фресках или предметах, созданных орденами или для них, упомянутых в собственно орденских документах, позволило очертить крут святых, имеющих некоторые общие характеристики. Повторяющиеся качества этих святых могут свидетельствовать о нравственных ориентирах орденских корпорации. Их определяли мученичество за веру, целомудрие в служении Христу, миссионерская деятельность в проповеди и обращении неверных в христианство, поддержка паломников, попечение о бедных и больных. Святые, их деяния выступали моральными образцами, на которые опирались члены военно-монашеских орденов в осуществлении своей миссии.
Николсон Х.
Перевод с английского Байдуж Д.