Армия, возглавляемая Годфри Бульонским, герцогом Нижней Лотарингии, отправилась в путь на Святую Землю примерно в середине августа 1096 года. Она прошла маршем вверх по Рейну, вниз по Дунаю и перевалив через Балканы, прибыла к Константинополю 23 декабря [Albert of Aachen, Historia Hierosolymitana, Recueil des Historiens des Croisades, Historiens occidentaux, IV (Paris, 1879) [henceforth cited as A A], 299, 305306 ; Heinrich Hagenmeyer, ‘Chronologie de la première croisade (1094-1100)’, Revue de l’Orient latin, 6 (1898), 214-293, 490-549, 7 (1899), 275-339, 430-503, 8 (1890-1), 318-382 [items numbered consecutively throughout], nos. 67, 107.]. Только здесь армия встретилась с другими отрядами, которые пришли из Италии через Иллирию или пересекли Адриатику, а также с теми крестоносцами, которых традиционно, хотя и несколько неточно, называют “Народным крестовым походом”. Они прибыли предыдущим летом и остались в Малой Азии после поражения от турок при Никее 21 октября. С этого момента эти разнообразные группы составляли объединенную франкскую армию, но, тем не менее, каждый из первоначальных контингентов, обычно описываемых авторами, писавшими о крестовом походе, как excitus, сохранял свою идентичность внутри нее и продолжал функционировать как основная боевая единица в бою и на марше, по крайней мере, до захвата Иерусалима летом 1099 года.
Историки традиционно подчеркивают состав этих контингентов как важный фактор, определяющий характер знати четырех государств крестоносцев, впоследствии созданных в Сирии и Палестине. Однако подробно обсуждался состав только двух контингентов : норманнов Нормандии во главе с их герцогом Робертом и норманнов Южной Италии во главе с Боэмундом и его племянником Танкредом [C. W. David, Robert Curthose, Duke of Normandy, Harvard Historical Studies, 25 (Cambridge, Mass., 1920), Appendix D, ‘Robert’s Companions on the Crusade’, pp. 221-229 ; E. M. Jamison, ‘Some Notes on the Anonymi Gesta Francorum, with Special Reference to the Norman Contingent from South Italy and Sicily in the First Crusade’, in Studies in French language and Medieval Literature Presented to Professor Mildred K. Pope, Publications of the University of Manchester, 268 (Manchester, 1939), pp. 195-204.].
Армия же под предводительством Годфрида была оставлена без внимания, при этом, что она внесла вклад в становление знати Латино-Иерусалимского королевства [Joshua Prawer, ‘La noblesse et le régime féodal du royaume latin de Jérusalem’, Le Moyen Âge, 65 (1959), p. 42]. Оставляя в стороне спорный вопрос о численности, цель этого эссе – изучить состав этой армии, в первую очередь путем выявления как можно большего числа ее участников и обсуждения их отношений с Годфридом и друг с другом. В нем также исследуются те политические факторы, которые могли повлиять на участие в крестовом походе и, наоборот, на отказ от участия, и продолжается обсуждение того, как состав и структура этой армии развивались в ходе ее марша из Западной Европы в Палестину.
Годфрида сопровождал его младший брат Балдуин со своей женой Годечильдой [или Годеверой], дочерью нормандского лорда Ральфа де Тосни [AA p. 358.]. Помимо этой группы ближайших родственников, центральным звеном в exercitus [армии] Годфрида были рыцари, находившиеся у него на службе до лета 1096 года. В их число входили дворецкий Рутард [AA p. 481.], сенешаль Бальдрик [A A pp. 300, 412, 481.] и канцлер Стабело [AA pp. 300, 481-482, 593. His name seems to be the basis of the non-existent and erroneous ‘Baldwin of Stavelot’ mentioned by Andressohn (p. 53) and Steven Runciman, History of the Crusades (Cambridge, 1951-5), I, 147.]. Других можно идентифицировать как Bullonienses, [буйонцы], то есть как вассалов, владеющих феодальными владениями на аллодиальной территории Годфрида, в Буйоне в Арденнах. Наиболее известными из них были Эрибран, кастелян Буйонский, и его родственник Вальтер Бульонский [A A pp. 317, 440; La chronique de Saint-Hubert dite Cantatorium, ed. Karl Hanquet (Bruxelles, 1906) [henceforth cited as Cantatorium], pp. 38, 53, 64-65 ; Alan V. Murray, ‘The Origins of the Frankish Nobility of the Kingdom of Jerusalem, 1100-1118’, Mediterranean Historical Review, 4 (1989), 285.]. Мы также знаем о Folbertus de castello Bullon и Philippus de Bulon либо во время крестового похода, либо из столь ранних времен в Палестине, что они, вероятно, были в крестовом походе [AA pp. 435-436, 593.]. Однако мы не можем просто предположить, что семья Годфрида сопровождала его in toto [в полном составе] на Восток. Мы обнаружили, что многие рыцари поступили к нему на службу в ходе крестового похода, и поэтому не можем быть уверены, были ли до этого камергеры Аделольф и Годфри и сенешаль Мэтью вассалами Годфрида или они пришли к нему из других контингентов [Adelolf : A A p. 481. Geoffrey : AA p. 526. Matthew : AA p. 522.].
В армию также входили различные лорды из тех частей Нижней Лотарингии, которые окружали земли Годфрида. Уорнер, граф де Грез, позже стал самым известным вассалом Годфрида в Иерусалиме. Он был родственником Годфрида и Балдуина и упоминается сразу после них в списке уходящих крестоносцев, составленном летописцем Альбертом Ахенским [AA p. 299.]. В 1095 году он продал аллод Во [Бельгия, Льеж, обр. Уи] quod in Divisione patrimonii cum fratre suo Henrico in partem suscepit церкви города Фосс, чтобы собрать средства для похода в Иерусалим вместе с герцогом Годфридом [‘Documents extraits du cartulaire du chapitre de Fosses’, Analectes pour servir à l’histoire ecclésiastique de la Belgique, 4 (1867), no. I, pp. 369-398. There is thus no justification for Runciman’s identification, ‘the Burgundian count, Warner of Gray’ (History of the Crusades, I, 313).]. Он и его брат Генрих, также описанный как граф Грез, вместе с другими крестоносцами присутствовали на продаже Годфриду аллодов Бэзи и Женапп [Heinrici IV Diplomata. Die Urkunden Heinrichs IV, ed. Dietrich von Gi.adiss and Alfred Gawi.ik, MGH Diplomata Regum et Imperatorum Germaniae (Berlin, Weimar, Hannover, 1941-78) [henceforth cited as MGH DD Heinrich IV], no. 459.]. Имя Уорнера появляется сразу после имени Райнера, адвоката из Льежа, среди laid nobiles, которые были свидетелями покупки замка Кувен льежским епископом Отбертом 14 июня 1096 года, что позволяет предположить, что он был вассалом церковного удела. Небольшое графство Грез лежало зажатым между графством Лувен и территорией собственно Льежа и, вероятно, признавало сюзеренитет князя-епископа; возможно, доля Уорнера в наследстве лежала в пределах территории Льежа, как, несомненно, было в случае с Во, его hereditatis portio в епископском графстве Уи [St. Bormans and E. Schoolmeesters, Cartulaire de l’église de Saint-Lambert à Liège, (Bruxelles, 1893-1933), I, n° 29.].
Крестоносец Henricus de Ascha, которого в крестовом походе сопровождал его брат Годфри, описывается как filius Fredelonis, une de collateralibus ducis Godefridi [A A pp. 299, 300, 305-307, 328, 366, 423, 427, 435.]. Их отца можно отождествить с неким Фритело, описанного монахами-хронистами конца XI века одновременно как защитника и разорителя аббатств Мальмеди и Эхтернах. Генрих и Годфри принадлежали к семье, владевшей замком Эш-сюр-Сюр в Арденнах, и, вероятно, были вассалами графа Люксембургского, хотя Альберт Ахенский указывает, что Генрих и, возможно, также его брат ранее служили Годфриду Бульонскому [Triumphus S. Remacli, MGH SS, XI, 447-448 ; Thiofrid of Echternach, Vita S. Willibrordi, MGH SS, XXIII, 26 ; J. Vannérus, ‘Les anciens dynastes d’Esch- sur-la-Sûre’, Oris Hémecht, 11 (1905), 308-390, 432-442, 485-493, 532-540 ; 12 (1906), 18-23, 51-56 ; A A pp. 427, 300.]. С ними в крестовом походе были их родственники с севера, братья Франко и Сигемар из Маасмехелена [AA pp. 413, 519.]. Как и в случае с Warner of Grez, невозможно определить точную степень родства между этими четырьмя крестоносцами и герцогом Годфридом.
Граф Куно [или Коно] из Монтейгу, которого в крестовом походе сопровождали его сыновья Гозело и Ламберт, был старшим сыном Гозело, графа Бехонского [AA pp. 306, 310, 317, 359, 366, 422, 464, 495, 504 ; Alberic of Troisfontaines, Chronicon, MGH SS XXIII, 804, 815 \ La Chanson d’Antioche, ed. Suzanne Duparc- Quioc (Paris, 1976), lines 1397, 2511-2544.]. Монтайгу, Mons Acutus , который был центром его владений, был замком на левом берегу реки Урт недалеко от Маркура в Арденнах. Куно был одним из самых важных вассалов церкви Льежа. Помимо того, что он был защитником Динанта, он был епископальным графом Уи, крепости, которая находилась в центре владений князя-епископа и которая была его убежищем во время опасности. Его брат, архидиакон Генрих Монтайгу, был деканом церкви Св. Ламберта, в то время как один из его сыновей, еще один Генрих, также был архидиаконом и ректором церкви Фосса [C. G. Roland, ‘Les seigneurs et comtes de Rochefort’, Annales de la Société archéologique de Namur, 20 (1893), 63-141 ; André Joris, La ville de Huy au Moyen Âge, Bibliothèque de la Faculté de Philosophie et Lettres de l’Université de Liège, 152 (Paris, 1959) ; Jean-Louis Kupper, Liège et l’Église imperiale, xte-xue siècles, Bibliothèque de la Faculté de Philosophie et Lettres de l’Université de Liège, 228 (Paris, 1981), 396-403, 146-54.]. Утверждение историка Ордерика Виталия [Orderic Vitalis] о том, что Куно был женат на сестре Годфрида Бульонского, фактически не имеет под собой никаких оснований. Родители Годфри, Эсташ II Булонский и Ида из Буйона, не имели дочерей, в то время как хроника аббатства Сен-Юбер утверждает, что единственная известная жена Куно, Ида, была дочерью Ламбера Старого. льежского дворянина, который был здесь похоронен [Orderic Vitalis, The Ecclesiastical History, ed. Marjorie Chibnall (Oxford, 1969-80), V, 166 ; Cantatorium, p. 181 ; Nicolas Huyghebaert, ‘La mère de Godefroid de Bouillon : La comtesse Ide de Boulogne’, Publications de la Section historique de l’Institut Grand-Ducal de Luxembourg, 95 (1981), 43-63.]. Тем не менее, имя Гозело, вариантная форма Годфри, носимая отцом Куно, а также его старшим сыном, явно указывает на какую-то родственную связь с Арденно-Верденской династией, которая использовала как Годфри, так и Гозело в качестве Leitnamen [Michel Parisse, ‘Généalogie de la Maison d’Ardenne’, Publications de la Section historique de l’Institut Grand-Ducal de Luxembourg, 95 (1981), 9-42.].
Младший Гозело погиб во время крестового похода, и Куно наследовал его младший сын Ламберт, который также стал графом Клермона, крепости на правом берегу Мааса между Уи и Льежем. То, как семья приобрела графство, проливает свет на личность другого крестоносца, ускользнувшего от внимания историков. Предыдущего графа Клермона звали Гизельбер; в документе 1083 года рассказывается, как церковь Святого Павла в Льеже имела владения в Нандрине недалеко от замка Клермон. Граф Гизельберт и его сообщник Фредело постоянно грабили эту землю, так что ее жители не осмеливались собирать дрова или обрабатывать землю. Князь-епископ Генрих Верденский передал права на этот домен графу Куно, в графстве которого находилась земля, и заставил Гизельберта и Фредело восстановить то, что они узурпировали [Joseph Daris, Notices historiques sur les églises du diocèse de Liège, 12 (Liège, 1885), n° 41, pp. 131-133.]. Куно, конечно, был графом Монтейгу; Фредело, по всей вероятности, был тем же человеком, что и грабитель Мальмеди и Эхтернаха и отец крестоносцев Генри и Годфри Эшских. Гизельберт Клермонский снова появляется со своей женой Лонгард и братом Германом в 1091 году, когда они передали церковь Сен-Симфорьен аббатству Клюни [A. Miraeus, Opera diplomatica et historica, ed. J. F. Foppens (Bruxelles, 1723-48), II, 812.]. К 1095 году замок Клермон стал такой угрозой для судоходства на Маасе, что Отберт, новый князь-епископ, организовал экспедицию, чтобы осадить его в рамках кампании по обеспечению Божьего Мира в своей епархии. Осада длилась с 29 июня по 9 августа 1095 г. и закончилась неудачно, отчасти потому, что Годфрид Буйонский и другие дворяне из осаждающей армии отказались атаковать замок из-за неразрешенного спора относительно свергнутого аббата Сен-Юбера [Cantatorium, pp. 194-197.].
В своем исследовании графов Бегон и Рошфор историк Ролан не смог объяснить, как Ламбер из Монтейгу приобрел Клермон-сюр-Мёз. Он предположил, что после смерти Гизельберта его замок был занят разбойниками, что привело к осаде 1095 года, и что его дочь позже вышла замуж за Ламберта. Однако иное толкование известных фактов дает более последовательное и правдоподобное объяснение. Действия анонимных жителей Клермона в 1095 году полностью совпадают с действиями графа Гизельберта и его сообщника Фредело в 1083 году; То, что монахи-летописцы считали грабежом, несомненно, воспринималось дворянами как законное взимание пошлин с речного транспорта. Тем не менее, этот благородный образ жизни становился все более излишним перед лицом энергичного епископа, решившего умиротворить свою епархию. Краткая запись в хронике Жиля Орвальского за 1095 год показывает, как то, что Отберту не удалось достичь силой, теперь было достигнуто путем выкупа [Gli.e s of Orval, Gesta episcoporum Leodiensium, MGH SS, XXV, 84 : Item Clarimontis castellum beato Lamberto multo precio acquisivit.]. Приобретение Клермона и его последующее присоединение к епископскому вассалу Ламберту из Монтейгу можно рассматривать как часть последовательной политики приобретений, которая также принесла князю-епископу важные крепости Мирварт, Кувен и, в конечном итоге, сам Буйон [René Dlprlz, ‘La politique castrale dans la principauté épiscopale de Liège du xe au XIVe siècle’, Le Moyen Âge, 65 (1959), 501-538.]. Для графа Гизельберта очевидной возможностью и спасением был крестовый поход. Далекий от того, чтобы умереть в 1095 году, он, похоже, на самом деле уехал с Готфридом, появившись в качестве члена семьи Балдуина в Киликии зимой 1097 года, описанный как Giselbertus de Claro Monte. Его участие в крестовом походе также объясняет участие Milo de Claro Monte, рыцаря из дома Годфрида в 1099 году, который, возможно, был родственником или последователем Гизельберта [A A pp. 350, 520, 526 ; Wii.i.iam of Tyr i:, Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon, ed. R. B. C. Huygens, Corpus Christianorum, Continuatio Medievalis, 63- 63A (Turnhout, 1986) [henceforth cited as WT], pp. 219, 229.].
Крестоносцы, о которых шла речь до сих пор, прибыли либо из земель Готфрида Буйонского, либо из окрестностей Арденн. Согласно грамоте о продаже Бэзи и Женаппа в 1095 году, текст которой позже был включен в грамоту Генриха IV аббатству Нивель, в сделке присутствовало не менее восьми крестоносцев: Сам Годфри, Болдуин, Куно из Монтейгу, Уорнер из Греца, Генри и Годфри из Эша, Херибранд и Уолтер из Буйона [MGH DD Heinrich IV, n° 459.]. Не исключено, что продажа и другие подобные дела предоставили возможность сформулировать и обсудить планы поездки в Иерусалим.
Балдуин II де Монс, граф Эно в географическом плане находился несколько в отдалении от этой сплоченной группы [AA pp. 305, 315, 434-435 ; Alberic of Troisfontaines, p. 805 ; Giselbert of Mons, Chronicon Hanoniense, ed. Léon Vanderkindere (Bruxelles, 1904), 45 ; Chanson d’Antioche, lines 1163, 8986.]. Его предпочтение в сторону Годфрида, а не его соседу Роберту II Фландрскому, вероятно объясняется с точки зрения династической политики. Он был вторым сыном Ричильды из Эно и Болдуина VI из Фландрии, которые совместно управляли обоими графствами. Однако после смерти отца его дядя Роберт I узурпировал власть во Фландрии в результате восстания, в ходе которого был убит его брат Арнульф III. Балдуин и Рихильда остались в Эно, гарантированным им императором Генрихом IV на сейме в Льеже в 1071 году, благодаря которому они стали вассалами Годфрида III, герцога Нижнего Лотарингии [дяди Годфри Бульонского] и подвассалами Льежа. После смерти Годфрида в 1076 году Балдуин стал прямым вассалом князя-епископа [MGH DD Heinrich IV, n° 242 ; A. Hansay, ‘L’inféodation du comté de Hainaut à l’Église de Liège en 1071’, Bulletin de la Société d’art et d’histoire du diocèse de Liège, 13 (1902), 45-58.]. Как правителя большого графства его, по-видимому, сопровождали собственные вассалы, из которых мы можем выделить по крайней мере двоих: Gerard Avesnes [Франции, Nord, arr. Avesnes-sur-Helpe] и Giselbert Couvin [Бельгии, Namur, arr. Philippeville] [Gerard of Avesnes : A A pp. 499, 507, 516, 593. Giselbert of Couvin : A A p. 655.].
Третья часть excitus Годфрида состоял из лордов и рыцарей соседнего герцогства Верхняя Лотарингия и прилегающих территорий Французского королевства. На решение этих крестоносцев присоединиться к армии, возглавляемой Годфридом, вероятно, повлиял тот факт, что их герцог Теодорик I, граф де Бар и Монбельяр, был освобожден от своего обета принять крест из-за болезни и не совершил паломничество [Jacques Choux, Recherches sur le diocèse de Toul au temps de la réforme grégorienne: Vépiscopat de Pibon (1069-1107) (Nancy, 1952), pp. 102-105.]. Однако он был представлен его старшим сыном Луи, графом де Муссон [Франция, Meurthe-et-Moselle, обр. Нанси] и рыцарем Ральфом Муссонским [AA pp. 317, 526, 531 ; Alberic of Troisfontaines, p. 804 ; Chanson d’Antioche, line 8975.].
Dudo de Cons, дважды упомянутый как участник армии Годфрида, неоднократно идентифицировался в крестоносных исследованиях как происходящий из города Конца, находящегося на слиянии Мозеля и Саара над Триром [AA pp. 299, 574 ; Runciman, I, 147 ; Peter Knoch, Studien zu Adalbert von Aachen, Stuttgarter Beiträge zur Geschichte und Politik, 1 (Stuttgart, 1966), pp. 114, 157. Reinhold Röhricht, Die Deutschen im heiligen Lande (Innsbruck, 1894), p. 17, Andressohn, p. 52, and Duparc-Quioc (Chanson d’Antioche, p. 73) all mistakenly give Saarbrücken as a place of origin.]. Фактически он был правителем Кон-ла-Гранвиля [Франция, Мёрт-и-Мозель, обр. Бри] на реке Шьер в Арденнах и был благотворителем аббатства Сен-Юбер, которому он подарил монастырь Святого Михаила в Консе [Cantatorium, pp. 150, 164 ; Godefroid Kurth, Chartes de l’abbaye de St- Hubert en Ardenne, I (Bruxelles, 1903), n° 63 ; Raymond Pagny, ‘Les seigneurs et la seigneurie de Cons-la-Grandville’, Bulletin de l’Association ‘Les Amis du Vieux Longwy ’, 5 (1962), 3-9, 74-78.]. Его отцом был Адело Дунский, а Дун был замком на Маасе, который Генрих IV передал церкви Вердена. После смерти Адело его земли были разделены между его сыновьями Уолтером, получившим Дун, и Дудо, получившим Конс. Дудо сопровождала в крестовом походе его жена Хадвида, дочь Арнульфа II де Чини [MGH DD Heinrich IV, n° 162 ; Kurth, ibid. : commemoratio Hawidis filiae comitis Arnulphi de Chisnei, quae cum viro suo Dudone Cunensi ab Hierosolymis reversa.].
Аналогичные проблемы идентификации возникли в случае крестоносца Петруса де Стаденеи [Petrus de Stadeneis], которого историки почти единодушно называют «Петром Стенэ [Peter of Stenay]» [Reinhold Röhricht, Geschichte des ersten Kreuzzuges (Innsbruck, 1901), 62 ; René Grousset, Histoire des croisades (Paris, 1934), I, 12; Runciman, I, 147; Ferdinand Chalandon, Histoire de la première croisade (Paris, 1925), 112; H. Hardenberg, De Nederlanden en de kruistochten (Amsterdam, 1944) 57-58 ; Marcel Lobet, Godefroid de Bouillon. Essai de biographie antilégendaire (Bruxelles, 1943), 71 ; Knoch, pp. 167-169 ; Kenneth M. Setton et al., A History of the Crusades (Philadelphia, Madison, 1955-89), I, 296.]. Этот вопрос является важным; отождествление со Стенэ [Франция, Маас, обр. Верден] предполагает, что Петр был вассалом Годфрида Буйонского, который был владельцем этого домена на Маасе на полпути между Буйоном и Верденом. Однако на самом деле Петр был графом из pagus Stadunensis или Астенуа, равнинного района Шампани на крайнем востоке французского королевства. Он был также известен как Petrus de Dunperrun по названию его главной крепости Дампьер-ле-Шато [Франция, Марна, обр. Сент-Менехульд] [AA pp. 299, 310, 317, 365-66, 422, 424 ; Laurence of Liège, Gesta episoporum Virdunensium et abbatum s. Vitoni, MGH SS, X [henceforth cited as LL], p. 494 ; Chanson d’Antioche, lines 2260, 8188, 8205 ; Anatole de Barthélémy, ‘Le comté d’Astenois et les comtes de Dampierre-le-Château’, Revue de Champagne et de Brie, 16 (1888), 410-416.]. С ним в крестовом походе был его старший брат Райнальд III, епископальный граф де Тул из Верхней Лотарингии [AA pp. 299, 301, 317, 343, 365, 366, 398, 422 ; LL p. 494 ; Baldric of Doi, Historia Jerosolimitana, Recueil des Historiens des Croisades, Historiens occidentaux, IV (1879), 77.]. Они были сыновьями Фридриха I, графа Астенуа, и Гертруды, дочери графа Райнальда II Тульского, и родственниками Годфрида Буйонского. Некоторые авторы ссылаются на кровное родство между братом Фредерика Генрихом Верденским и дядей Годфрида Годфри III, по наущению которого Генрих был назначен епископом Льежа в 1075 году. Вполне вероятно, что Балдуин, отец Генриха и Фредерика, был женат на представительнице Арденно-Верденской династии [Charles Aimond, ‘Le nécrologe de la cathédrale de Verdun’, Jahrbuch der Gesellschaft für lothringische Geschichte und Altertumskunde, 21 (1909), 185 ; LL p. 495 ; Giles of Orval, p. 88 ; Lambert of Hersfeld, Annales, ed. O. Holder-Egger, MGH Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum (Hannover, Leipzig, 1956), p. 225 ; Gesta Treverorum, MGH SS, VIII, 126.]. Согласно летописцу Лоуренсу Льежскому, Фредерик был earns et fidelis [наследником и верным другом] как Теодориха, епископа Вердена, так и Годфрида Буйонского, который управлял графством Верден от имени епископа до его отъезда в крестовый поход в 1096 году. Вполне вероятно, что Фредерик и его сын владели землями в соседнем графстве Верден и, таким образом, были вассалами как графа, так и епископа [LL pp. 494-497.]. Среди тех, кто отправился в Иерусалим в компании Петра и Райнальда, были один священнослужитель, Людовик, архидиакон Тула, и шесть лордов из епархии: Рамбер, сын Фраймера из Лиронвилля [Франция, Мёрт-и-Мозель, обр. Туль], Бенслен, Альдо Фонтенуа-сюр-Мозель [аранж. Тул] и семейная группа Ланфроя, его сына Олри и брата Хьюго [AA pp. 375-376 ; Choux, pp. 102-105.].
Последним известным представителем этой категории был крестоносец, известный в современных источниках как Balduinus de Burgo, позже граф Эдессы и второй король Иерусалима [AA p. 299.]. Хотя современные историки часто называют его «Балдуином из Ле Бурга», его фамилия на самом деле происходит от Bourcq Бурк [Франция, Арденны, обр. Вузье] в долине Эны [His surname was first identified by Jean Richard, Le Royaume latin de Jérusalem (Paris, 1953), p. 19.]. Он был сыном графа Гуго I де Ретеля и Мелисенды де Монлери и приходился Годфриду родственником. Графство Ретель, ядром которого была территория Омонта, феодального владения церкви Реймса, находилось как в в regno, так и в в imperio, поэтому графы были вовлечены в политику Лотарингии. Дед Балдуина был союзником Годфрида Бульонского во время споров о наследстве последнего и вторгся в епископство Вердена, хотя его собственный замок Сент-Менехульд был захвачен войсками епископа [AA p. 527 ; WT p. 547 ; LL p. 494 ; Michel Bur, La formation du comté de Champagne 950-1150 (Nancy, 1977), pp. 133-134, 412 ff.].
Вероятно, что большинство крестоносцев из других герцогств империи уже отправились в различные экспедиции, которые ушли до официальной даты отъезда под руководством Петра Отшельника, Вальтера Санс-Авуара, Эмико, Готтшалка и Фолькмара. Однако грамота Генриха IV от 26 июля 1097 года показывает, как дворянка по имени Кунихильд продала свое имение Обермайзер [Германия, Гессен, Кр. Кассель-Ланд] аббатству Гельмарсгаузен, за которое ее сын Рейнхольд получил «36 марок, чтобы отправиться в Иерусалим с герцогом Годфридом». Поскольку он приехал из довольно далекой части Германии, маловероятно, что Райнхольд был уникальным случаем [MGH DD Heinrich IV, n° 457.].
Другие отряды крестоносцев, в частности армия Прованса во главе с Раймундом Сен-Жилем, включали большое количество священнослужителей, как светских, так и регулярных, некоторые из которых занимали довольно высокие посты в церкви. Именно эти люди стремились получить новые церковные должности, созданные крестоносцами в Сирии. Таким образом провансалец Петр Нарбоннский стал епископом Альбары, а его соотечественник Бернар Валентский стал епископом Артаха и впоследствии латинским патриархом Антиохии. Норманн Роберт Руанский получил престол Лидды, в то время как фламандцы Арнульф из Шока и Ахард из Арруаза стал патриархом Иерусалима и приором Templum Domini соответственно [Bernard Hamilton, The Latin Church in the Crusader States (London, 1980), 11, 17, 23 ; Moeller, 189-202.]. Однако старшие клерики этого калибра явно отсутствовали в армии Годфрида, и этот феномен можно объяснить эффектам “борьбы за инвеституру” [Борьба́ за инвеститу́ру — конфронтация между папским престолом и престолом Священной Римской империи в последней четверти XI века — первой четверти XII века; является наиболее значительным конфликтом между Католической церковью и светской властью в средневековой Европе]. Ни лотарингские, ни другие немецкие епископы не присутствовали на Клермонском соборе; только Ричер из Вердена прислал легатов и подарки [LL p. 497 ; Annales S. Vitoni Virdunenses, MGH SS, X, 526.]. Действительно, первые известия о крестовом походе, достигшие западных частей империи, могли быть принесены Петром Отшельником и его последователями, что объясняет, почему он был изображен, а не Урбан II, как инициатор крестового похода многими немецкими летописцами [Knoch, 109-111.]. Также вероятно, что лотарингские епископы и аббаты были слишком активно вовлечены в борьбу между империей и папством, чтобы рассматривать возможность оставить своих подопечных в это критическое время.
Поэтому неудивительно, что единственными поименованными священнослужителями, которые, как известно, путешествовали в компании Годфрида, были вышеупомянутый Людовик Тульский и Адальберо Люксембургский, архидьякон Меца, который был сыном Конрада I Люксембургского и приближенным proximus Генриха IV [A A pp. 370-371 ; Heinz Renn, Das erste Luxemburger Grafenhaus, Rheinisches Archiv, 39 (Berlin, 1941), p. 9.]. С другой стороны, Вильгельм Тирский рассказывает, что Годфрид взял с собой группу монахов, которые во время крестового похода совершали за него богослужения. После захвата Иерусалима он поселил их по их собственному желанию в аббатстве Святой Марии в долине Иосафата [WT pp. 431.]. Откуда взялись эти монахи? Хроника святого Юбера соглашается, что Годфрид взял с собой постоянных священнослужителей [Регулярное, “черное” духовенство, или просто постоянные, являются священнослужителями в католической церкви, которые следуют правилу жизни и, следовательно, также являются членами религиозных институтов. – прим. Пер.], и возможно, что они, по крайней мере частично, изначально были членами этой общины [Cantatorium, p. 208 : Nec multo post dux Hierosolymam vadens… multos secum nobiles et religiosos abduxit.]. После смерти Генриха Вердена в 1091 году Генрих IV назначил королевского капеллана Отберта епископом Льежа. Вскоре страстный имперец Отберт сверг Беренгара, реформистского аббата святого Лаврентия в Льеже. Беренгар вместе со своими сторонниками бежал в Сен-Юбер, чей собственный аббат Теодерих, в свою очередь, был свергнут за то, что он защищал реформаторов. В конце концов, два аббата и многие верные монахи сбежали в собственность в Реймской епархии, где они пользовались поддержкой Годфрида Бульонского и Дудо Консовского [Ralph of Sint-Truiden, Gesta abbatum Trudonensium, MGH SS, X, 236 ff ; Cantatorium, pp. 153 ff. It was on account of Otbert’s refusal to restore Theoderic that Godfrey abandoned the siege of Clermont-sur-Meuse in 1095.]. Спор не был окончательно разрешен до осени 1096 года, и поэтому, по-видимому, в августе того же года появилось множество перемещенных монахов, сторонников Беренгара и Теодериха, которых вполне могли привлечь перспективы паломничества в Святую Землю в компании Годфрида, который был сторонником Святого Губерта.