Когда Иннокентий III занял папский престол в январе 1198 г., еще проходил немецкий крестовый поход, организованный Генрихом VI. Однако этот поход через несколько месяцев закончился позорным провалом. После этого папа Иннокентий решил взять на себя задачу подъема Европы для очередной попытки освобождения Святой Земли. По ходу дела он вернулся к первоначальной концепции Урбана II, рассматривавшей крестовый поход как область папской компетенции и ответственности, и одновременно обнаружил своё собственное преувеличенное понимание роли папы в делах христианства. Он объявил о своём проекте в энциклике, разосланной в августе 1198 г. западным архиепископам, обязывавший их довести содержание циркуляра до епископов, прочего духовенства и прихожан в их провинциях. Иннокентий следовал в письме традиционной крестовой пропаганде, подчёркивая свою личную озабоченность страданиями Иерусалима, осуждая западных князей за их роскошь, порок и войны друг с другом, и убеждал всех христиан обрести вечное спасение, участвуя в подготовке новой священной войны. Помимо монархов и более мелких правителей, Иннокентий разослал своё письмо всем городам, графам и баронам, предлагая им выставить отряды в числе, соответствующем их ресурсам и послать их за море за собственный счёт к марту следующего года для военных действий в течение двух лет. Архиепископы, епископы и аббаты должны были предоставить или вооружённых людей, или эквивалентные денежные средства. Два кардинала в качестве папских легатов должны были направиться в Палестину, чтобы подготовить всё для прибытия армии. Воззвание содержало обычные стимулы: полная индульгенция для крестоносцев, защита папой их владений и имущества, а также мораторий на уплату долгов и процентов на время их отсутствия.
АРХИЕПИСКОПУ НАРБОНСКОМУ И ЕГО ПОМОЩНИКАМ, АББАТАМ, ПРИОРАМ И ДРУГИМ ПРЕЛАТАМ ЦЕРКВИ, А ТАКЖЕ ГРАФАМ, БАРОНАМ И ВСЕМУ НАРОДУ НАРБОНСКОЙ ПРОВИНЦИИ. [CCCXXXVI] NARBONEN. ARCHIEPICOPO ET SUFRAGANEIS EJUS, ABBATIBUS QUOQUE, PRI0RIBUS ET ALIIS ECCLESIARUM PRAELATIS, COMITIBUS ETIAM, ET BARONIBUS, ET UNIVERSO POPULO IN NARBONEN. PROVINCIA CONSTITUTIS.
Hortatur ad sacrum bellum contra Saracenos pro recuperatione terræ sanctae. [Reat, XVIII Kal. Septembris.]
После плачевной потери Иерусалимской земли, после достойного слёз поражения народа христианского, после скорбного захвата [сарацинами] земли, по которой ступали ноги Христа и где Господь, Царь наш, в начале веков и в середине земли соизволил свершить спасение, после позорной для нас утраты Животворящего Креста, на котором он заплатил за спасение мира и стёр летопись прежнего кровопролития, [после всего этого] Апостольская Церковь, встревоженная этим несчастьем, трудилась, взывая и скорбя, так, что от непрестанного взывания голос её почти охрип, а от горького плача очи её едва не закрылись.
Разве не вещала Апостольская Церковь по сей день, что, если предадим мы Иерусалим, то изменит нам, согласно Пророку, десница наша, и что присохнет язык наш к нашему горлу, если не будем помнить о нём? И не возвышал ли порой наш Престол голос почти до трубного, стараясь подвигнуть народ христианский на битву Христову и на отмщение обид Господа нашего, говоря его же словами: «Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь» [Плач Иеремии, I. 12].
И вот наследство ваше перешло к другим, дома ваши у чужеземцев, пути Сиона сетуют, что нет идущих на праздник, враги его стали во главе, и Гроб Господень, которому Пророк возвестил в будущем славу, осквернён и обесславлен нечестивыми.
Слава наша, о коей говорит апостол: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» [К Галатам, 6, 44], в руках неприятеля, и сам Господь наш Иисус Христос, который, умирая за нас, избавил нас от плена, теперь сам как бы пленён нечестивыми и лишён наследия своего.
В своё время, когда в лагере [иудейском] находился ковчег Бога Саваофа, Урия отказался входить в свой дом и наслаждаться законной супружеской любовью.
Ныне же князья наши, в то время, как слава Израилева в обиду нам перенесена со своего места, наслаждаются распутной любовью, обременённые преступлениями и богатством. Они преследуют друг друга с неумолимой ненавистью, и покуда тщатся они отомстить друг другу за причинённые обиды, никого из них не трогают обиды, причинённые Господу; не слышат они, что уже поносят нас враги наши, говоря: «Где же бог ваш, который ни себя, ни вас не может спасти от наших рук?
Вот уже оскверняем мы святыни ваши; вот уже простираем нашу длань на самые вожделенные ваши владения и с прежней силой ведем натиск и наперекор вам забираем земли, в которых вы замышляли ввести веру вашу. Мы уже затупили и поломали копья галлов, разбили напор англов, сокрушили силы тевтонцев. Теперь мы повторно укрощаем пыл испанцев, и если даже вы обрушите на нас все ваши доблести, то вряд ли далеко продвинетесь. Так где же Бог ваш? Пусть он проснётся и поможет вам, будет защитником и вам и себе!
Ведь тевтонцы, которые надеялись одержать над нами неслыханный триумф, плыли к нам с большой жаждой победы. Но заняли они только никем не защищённый город Бейрут, и после этого лишь бегство спасло их и других князей ваших от жестокого убеждения в нашей силе и от вечного оплакивания потомками их гибели.
Ваши цари и князья, только что бежавшие с Востока, по возвращении в свои норы, – мы не называем их царствами, – чтобы скрыть свой страх, предпочли воевать друг с другом вместо того, чтобы вновь испытать нашу мощь и силу.
Что же остаётся нам после истребления мечом мести тех, кого вы оставили под предлогом защиты своих стран, как не вторгнуться в ваш собственные земли, дабы предать забвению ваши имена и память о вас? Как же, братья и сыновья, опровергнем поношения упрекающих? Как сможем ответить им, когда видим, что они часто правы, чему мы недавно слышали подтверждение? Ибо получили письма из-за моря с известием, что когда тевтонцы на кораблях прибыли в Акку, то захватили город Бейрут, который никто не защищал.
Сарацины же напротив, напав на Яффу, захватили её жестокой силой и разрушили до основания, убив многих воинов Христовых. Тевтонцы же, как только получили известие о смерти императора, не дожидаясь очередной переправы, погрузились на корабли и вернулись домой.
После этого сарацины, собравшие для отпора им многочисленное войско, до того распоясались на христианской земле, что христиане не могут ни выходить без опаски из своих городов, ни жить в них спокойно; снаружи им угрожает меч, внутри – страх.
Обретите же, сыны, дух мужества; возьмите щит веры и шлем спасения и, укреплённые не столько числом и силой, а скорее духом Господа нашего, которому нетрудно спасать нас и в большом и в малом, помогите по мере сил ваших тому, кто дал вам жизнь и пропитание. Ведь Он растратил себя ради вас и, приняв облик раба и уподобившись человеку по виду и обычаю, нёс послушание до самой смерти, смерти на кресте! А вы, преуспевшие от Его бедности, во время изгнания Его бездействуете и не идёте на помощь бедному и гонимому!
Но тот, кто при такой необходимости откажет в послушании Иисусу Христу, что сможет сказать он в своё оправдание, когда будет стоять перед судом Его? Если Господь претерпел смерть для человека, будет ли человек медлить с принятием смерти за Господа, когда несоизмеримы блага бренные с будущей уготованной нам славой? Разве откажет слуга господину в богатствах временных, если господин даёт слуге богатства вечные, которые не видит око, и не слышит ухо, и которые не приходят на сердце человеческое? Ибо собирает человек сокровища на небе, где их не выкопают и не похитят воры, и где их не покроет тлен и не попортит червь!
Пусть же все и каждый в отдельности приступят к делу. Пусть к следующему марту каждый город самостоятельно, равно как и графы с баронами в меру своих возможностей направят для защиты земли, в которой родился Господь, соответствующее средствам число воинов, чтобы они оставались там хотя бы два года. Пусть усердие наше станет ежедневным, участие всех церквей постоянным; мы даже будем считать эту заботу исключительной среди прочих, ибо благодаря ей надеемся помочь всем пострадавшим на Восточной земле. Если помощь не придёт незамедлительно, то остаток [урожая] сожрёт саранча, и новые дела будут хуже прежних.
Разве не видим мы, как другие берутся за труды тяжкие и невыносимые, но сами и пальцем не шевелим, чтобы взяться за эти дела, много говорим и ничего или очень мало делаем, хотя тот, кто и поучает и делает, большим назовётся в Царстве небесном. Примеру того, кто старается и делать и поучать, следуем и мы, может быть недостойные, в наших землях. С нашей стороны, чтобы помочь Святой земле и людьми и делами, предписываем кардиналам, легатам апостольской церкви, Соффредо, пресвитеру церкви Св. Праксиньи, и Петру, диакону церкви Св. Марии на Виа Лата, – мужам особо набожным, известным учёностью и честностью, усердным в трудах и молитвах, возлюбленнешим братьям нашим, взявшим крест собственной рукой – предписываем им смиренно и преданно предстоять воинству Христову, не питаясь подаянием, но будучи поддержанными средствами нашими и наших братьев. Через них же мы намерены направить соответствующую помощь Святой земле.
Пока же мы направляем означенного кардинала Петра, диакона Св. Марии на Виа Лата ко дворам возлюбленнейших во Христе сыновей наших сиятельных королей Филиппа Франкского и Ричарда Английского для установления мира или перемирия хотя бы на пять лет с предписанием и побуждением народам к послушанию Христову; [какового желаем и постановляем почитать как легата Апостольского Престола и покорнейше подчиняться его поручениям и указаниям]. Означенного же кардинала Соффредо, пресвитера Св. Праксиньи, отправляем в Венецию для помощи Святой земле.
Далее по общему решению наших братьев постановляем, настоятельно поручаем и предписываем вам, братья архиепископы и епископы, и возлюбленные сыны аббаты, приоры и другие прелаты церкви, настоятельно поручаем и предписываем до ближайшего марта собрать определённое число воинов или соответствующие этому числу деньги по вашим возможностям для изгнания языческого варварства и для сохранения наследства Господа, которое он приобрёл своей собственной кровью.
Что же касается того, кто думает противиться этому благочестивому и нужному постановлению (чему не хотелось бы верить), то мы постановляем наказывать такового как нарушителя священного канона и отстранять от должности вплоть до соответствующей сатисфакции.
Полагаясь на милосердие Господа и на авторитет блаженных апостолов Петра и Павла, от которых Господь некогда передал нам, может быть недостойным, власть обязывать и освобождать, мы обещаем тем, кто примет на себя тяготы и расходы этого начинания, полное прощение грехов, в которых они раскаются устами и сердцем, а также увеличение надежды на вечное спасение в качестве воздаяния.
Тем, кто не сами отправятся в путь, но только сообразно своим средствам и занятиям снарядят достойных мужей, с обеспечением им моратория на срок не менее двух лет, и соответственно тем, кто, пусть и за чужой счет, но лично примут на себя тяготы паломничества, также будет дано полное прощение их грехов.
Мы желаем также, чтобы это прощение, смотря по величине пожертвований и, главным образом ввиду набожности, коснулось и тех, кто надлежащим образом пожертвует Святой земле из своего имущества.
Для более беспрепятственного и надежного содействия того или иного лица земле рождения Христова] имущество тех, кто принял крест, будет под защитой нашей и блаженного Петра, а также архиепископов и всех прелатов церкви Господней. Это имущество будет сохраняться целым и нетронутым вплоть до достоверной смерти или до возвращения указанных лиц. Кто же [из священников] воспротивится [этому], будет осужден церковным судом без права обжалования.
Если выступление в поход окажется для кого-либо связано с необходимостью принесения клятвы по выплате процентов, то вы, братья архиепископы и епископы, в ваших диоцезах под угрозой наказания без права обжалования со всей суровостью должны принуждать кредиторов к отказу от принятия клятвы и вообще от процентов. Если всё же кто-либо из кредиторов заставит таковых выплатить проценты, то под угрозой наказания без права обжалования со всей суровостью принуждайте их к возмещению.
Мы предписываем вам, сыновья церкви, и самим, и понуждая светские власти, заставлять евреев отказываться от процентов и до такого отказа путем отлучения от общины лишать их содействия всех верующих в Христа, будь то товары или что-то другое.
И пусть никто не уклоняется от этого труда, ибо это было установлено не нами, а самими апостолами, которые собирали средства по городам для помощи страждущим братьям в Иерусалиме.
И не сомневайтесь в милосердии Господа; как бы ни был разгневан Он грехами нашими, всё-таки именно Он руководит вами, когда вы в смирении души и тела вступаете на путь странствования, на который Он не допустил предков. Ибо видно сговорились меж собой предки и сказали: «Наша рука высока, и не Господь сделал все сие». [Второзаконие,32.27] и себе, а не Господу приписали славу победы.
И потому мы надеемся, что не откажется в гневе от милосердия Тот, кто и будучи разгневанным не забывает сострадать, увещевая и побуждая нас: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» [Захария, 1, 3].
И мы верим, что если вы пойдёте путем Господа, то не последуете за теми, которые осуетились, идя за суетой, которые с наслаждением предавались разгулу и пьянству и вытворяли в заморских странах то, на что не отваживались в землях, где они родились, из боязни навлечь на себя большой позор и великое злословие. Мы думаем, что вы возложите свою надежду единственно на Того, кто не оставляет надеющихся на Него, от тех, что отказываются не только от незаконного, но и от положенного им. Он сбросил в море колесницы и войско фараоново, преломил лук сильных и смёл врагов Креста Христова как уличную грязь, дав славу не нам или вам, а имени своему. Он славен в святых и дивен в величии, Он свершает чудеса и творит радость и восторг после плача и рыданий.
Чтобы было легче справиться с этим делом, направляем вас, братья, архиепископ Немаузенский и епископы Аустразийские, проповедовать другим Слово Божие и призывать к исполнению апостольского поручения ваших товарищей епископов и других, и так следовать делу Господа, чтоб и самим стать участниками этого апостольского прощения и полностью проявить в этом свое усердие. Похвально, что к вам присоединятся один из братьев рыцарей Храма и один из госпитальеров Иерусалимских, оба мужья достойные и рассудительные.
Такие же письма направлены архиепископам Лугдунскому и Виеннскому, епископам, а также аббатам, приорам и другим прелатам церкви, графам и баронам и всему народу каждой провинции. И точно также всем в королевствах Франции, Англии, Венгрии и Сицилии.
Датировано в Реатинском дворце, 18 августа.
Иннокентий III, письма, год 1, № 336 (PL, CCXIV, стр.308-312) Перевод И. Л. Лащук