Top.Mail.Ru
Порт крестоносцев в Акре: устройство и проблемы технического обслуживания

Порт крестоносцев в Акре: устройство и проблемы технического обслуживания

ЮЖНЫЙ ПРИЧАЛ – ТЕХНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА

Подводные раскопки показали, что самая старая часть нынешней рыбацкой пристани была построена в эпоху эллинизма. Затем на ней, на высоте 0,5 м от нынешнего уровня моря, был построен римский волнорез. Это сооружение построено из куркарских (Kurkar -термин, используемый в палестинском арабском для обозначения типа горных пород – прим. пер.) узких и длинных тесаных камней, узкой стороной обращенных к воде. Это типично морская конструкция, поскольку процесс эрозии, вызываемый волнами, на узкой стороне камня сказывается меньше, чем на его широкой стороне. Каждая пара этих камней была скреплена вместе железными зажимами [A. Raban, «Acre-The Sea», op. cit.. p. 1239. Рабан ошибочно относит эту технику к периоду крестоносцев.], имевшими двойное инженерное назначение:

1. для предотвращения растяжения нижнего основания сооружения из-за веса надстройки.

2. для преодоления неустойчивости нижнего фундамента в результате горизонтальных сил волн или в результате землетрясений.

Железные зажимы для скрепления камней были сделаны в стенах мусульманского периода, окружающих средневековую Кесарию. Хотя исторические источники не относят к какой-либо строительной деятельности, связанной с южным волноломом в Акре, можно сделать вывод, что тесаные камни, скрепленные вместе железными зажимами в промежутках между камнями римского волнолома, были основой для причала в ранний мусульманский период. Как мы увидим ниже, средневековый уровень моря был на 2 метра ниже, чем сегодня. Следовательно, римский волнорез, ныне выступающий на высоту 0,5 м над уровнем моря, а до этого на 2,50 м, утратил свою первоначальную роль. Мусульмане, возможно, даже сам Абу Бакр, использовали римскую структуру для создания причала. Аль-Мукаддаси не упоминал об этой операции, поскольку она включала в себя «простые» сухопутные методы строительства. Эта южная набережная также использовалась в период крестоносцев. Сегодня можно увидеть лишь небольшую часть фундамента, так как камни были разграблены в более поздние периоды.

Примечательно, что книга навигационных инструкций, il Compasso da navigare, назвала южную набережную в середине XIII века рифом [B.R. Motzo, II Compasso da Navigare, opera italiana della metà del secolo XIII, Cagliari. 1947, p. 62.]. Предположение Якоби о том, что это произошло из-за плохого состояния этого сооружения [D. Jacoby, « Crusader Acre… », op. cit., p. 8.], маловероятно. Мы предполагаем, что II Compasso da Navigare имел ввиду римский мол. Мы должны иметь в виду, что в средневековый период это сооружение находилось на высоте 2,50 м над уровнем моря. Причал мусульманского и крестоносного периода, как показывают его остатки, была построена на расстоянии не менее 1 метра к северу от оконечности римского волнореза [рис. 2]. Следует также отметить, что в книге навигационных инструкций Акра описывается с моря. Тот, кто даже сегодня приближается к порту Акры с моря, воображает, что видит рифы, которые на самом деле являются южными оконечностями римского волнореза. Это также может объяснить описание южной пристани как двух участков каменной кладки на карте Весконте [Ibid., fig. 1.].

Порт Акры. Фрагмент римского волнореза

РИС. 2 Фрагмент римского волнореза

Акра на карте Пиетро Висконте

Акра на карте Пьетро Весконте

ПРИМОРСКИЕ ЗАМКИ

В период крестоносцев вход в порт Акры охраняли два приморских замка:

Первым была Башня Мух, расположенная посреди залива Акры. Эта башня возвышалась над юго-восточной стороной входа [рис. 1, № 7], Возведенная в эллинистический период, она имеет несколько средневековых уровней, самый низкий из которых ныне находится на 0,5 м ниже уровня моря. Средневековая часть, скорее всего, раннего мусульманского периода, построена из тесаных камней, скрепленных вместе железными зажимами. В период крестоносцев эта башня служила маяком, а также «контрольно-пропускным пунктом» для судов, заходящих в порт [D Jacoby, «Crusader Acre…». op. cit., p. 9-10.]. Восточный мол простирался начиная от этой башни на юге до восточной стены города на севере.

Порт Акры. Башня Мух

Руины Башни Мух

Вторая башня расположена в восточной части южного причала. Ее остатки находятся на глубине одного метра ниже уровня моря и в 30 м. к востоку от оконечности новой рыбацкой пристани [E. Linder, A. Raban. «Underwater Survey in the Port of Acre (1964)». op. cit.. p. 183.]. Эта башня возвышалась над юго-западной стороной входа в порт. Между этой башней и Башней Мух протягивалась цепь, защищающая вход в порт [рис. 1, No 4,6].

АРСЕНАЛ

На вышеупомянутых картах XIV века изображено здание, обозначенное как Арсенал [D. Jacoby. «Crusader Acre…»]. Предполагаемое местоположение этого сооружения находится в здании, расположенном сегодня на северо-западной оконечности залива Акры [рис. 1, № 11]. В настоящее время доступа к этому зданию нет.

Арсенал был построен в византийский период, во время правления императора Маврикия (582-602) [«Levolution urbaine et la fonction méditerranéenne d’Acre à I’époque des croisades», Genova, 1989, p. 97.]. Мусульманские документы VI века свидетельствуют о том, что Муавия, правитель Сирии, реконструировал византийский Арсенал, воспользовавшись корабельными мастерами из Египта [D. Jacoby, «Levolution urbaine…»,op.cit., p.98]. Затем Акра стала морской базой для набегов на византийцев. В VI веке халиф Хишам перевез корабелов в Тир, где приказал строить верфи. Так Тир стал морской базой для набегов на византийцев. С тех пор нет никаких свидетельств функционирования Арсенала в Акре в ранний мусульманский период. Документы периода крестоносцев не упоминают о строительстве или обслуживании судов в порту Акры, тем более в здании, предназначенном для этой цели. Напротив, есть косвенные свидетельства, которые доказывают отсутствие в Акре корабельных мастеров и материалов, необходимых для судостроения. В своем письме в Багдад в 1183 году Эль-Фадхель, государственный секретарь при Салах ад-Дине, писал, что на обратном пути в Египет флот Айюбидов захватил большой корабль франков. Этот корабль перевозил на борту бревна и судостроителей [Abu Shama, «Kitab al-rawdatayan (Livre des deux jardins)». in RHC, Hist.or., Paris. 1898. vol. IV. p. 235.]. Можно сделать вывод, что со времени перевозки корабелов в Тир в VI веке, в период крестоносцев осталось только название arsenale, хотя сами верфи в действительности не функционировали.

Подводя итог, можно утверждать, что в порту Акры в XII-XIII веках были сооружения, необходимые для надлежащих условий работы. Однако, поскольку неустойчивый восточный мол не ремонтировался и не обслуживался, он не мог защитить порт от штормовых восточных ветров, а также не мог использоваться судами в качестве причала для погрузки и разгрузки. Кроме того, порт Акры не мог обеспечить строительство судов или обеспечить им надлежащий ремонт. Арсенальная зона была заилена морским песком, принесенным внутрь порта морскими волнами. Отсутствие выемки грунта во времена крестоносцев было еще одной причиной невозможности функционирования. В свете этих данных можно с уверенностью заключить, что в период крестоносцев порт Акры, не обеспечивал суда необходимыми услугами.

ПЛАНИРОВКА ПОРТА АКРЫ

Среди ученых существует общая точка зрения относительно очертаний порта периода крестоносцев. Как упоминалось выше, с восточной стороны порт был окружен молом, простиравшимся от восточной стены раннемусульманского периода и городской стены крестоносцев к Башне Мух. С южной стороны порт был окружен причалом, заканчивающимся башней на его восточной оконечности. Спорная тема среди ученых касается вопроса о существовании или отсутствия внутренних бассейнов. Рей в XIX веке утверждал, что порт Акры включает в себя два внутренних бассейна для невоенных или коммерческих судов. Один из них, который он обозначил на своих двух картах буквами A и D, располагался, согласно картам XIV века, в том месте, где сегодня находится Хан аль-Умдан. Другой внутренний бассейн, названный на этих картах Арсеналом, находился дальше к северу, к югу от церкви Святого Креста. На его картах этот северный внутренний бассейн изображен буквой В [рис. 3], Следует отметить, что Рей назвал южный внутренний бассейн A или D (Арсенал или Дарсе). Опираясь на свидетельство д’Арвье, посетившего Акру в 1685 году, Рей узнал, что северный внутренний бассейн уже был заилен в XVII веке, однако сооружения A и D все еще можно было увидеть. Вдоль этого Дарсе-Арсенала, конфигурация которого была идентична нынешнему Хан аль-Кумдану, сохранились остатки двух параллельных сооружений с большими колоннами. По мнению Рея, эти здания напоминали арсенал Пизы. Поэтому, оба внутренних бассейна порта Акры следует сравнивать с арсеналом Пизы.

Конфигурация порта Акры по Рею

РИС. 3. Конфигурация порта Акры по Рею

Darse – это французская версия арабской терминологии Dar al-Sinaca, в то время как Arsenale или Darsena – это ее латинская и итальянская версии. Первоначальное значение Dar af-Sinaca – это мастерская для плотников, которая также использовалась для кораблестроения и хранения оружия [B. Lewis. Ch. Pellert. J. Schacht (eds.), Encyclopedia of Islam, Leiden, new ed. 1965, vol. II, s.v. Dar al-Sinaca.]. Тем не менее, повторный перевод арабской терминологии на французский и итальянский языки приводит к появлению “внутреннего бассейна”. Первым, кто использовал термин Дарсе в качестве порта, был персидский путешественник Насир Хосров который в 1034-1047 годах посетил Ближний Восток, Египет, Сирию и Палестину, включая Акру. По его словам, «порт (mina) [Акра] расположен на юге. Большинство прибрежных городов Сирии имеют mina. Такое название дано Darse, который строится для безопасности кораблей» [Ch. Schefer. Sefer Nameh, relation du voyage de Nassir i-Khosrau en Syrie, en Palestine, en Arabie et en Perse, pendent les annees de l’hégire, 437-444 (1035-1047), Paris, 1889, p. 49-50.].

Средиземноморская территория, которую посетил Насир Хосров, была усеяна портами, построенными уже в эллинистическую эпоху. Mina является арабской версией греческого слова limen (Лиман от греческого limen – гавань, бухта) [Encyclopedia of Islam, op. cit., vol. IV, s.v. Mina.]. Греческие порты включали два бассейна; один был внутренним – Limen Kleistos, внутри городских стен или окруженный молами. Другой бассейн был внешним – Limen Animnos. Limen Kleistos был местом, где строился арсенал для хранения и обслуживания военных кораблей [K. Leeman-Hartleben, «Die Antiken Hafenanlegen des Mittelsmeer», Klio, 14 (1923), ch. 5,9.]. Кроме того, арсеналы были построены наискосок, с умышленным наклоном в сторону моря, так что их нижняя часть омывалась водой, чтобы облегчить буксировку находящихся в них судов. Непрофессиональному наблюдателю, такому как Насир Хосров, арсенал мог бы показаться независимым бассейном. Следовательно, он идентифицировал mina как Darse.

Рей, либо используя французский перевод персидского текста Насира Хосрова, либо, используя повторный перевод слова Darse, достиг того же значения для порта или внутреннего бассейна. Однако, сравнивая местоположение северного Darse или Арсенала [рис. 3] с расположением этого сооружения на картах XIV века, можно легко заметить явную ошибку Рея, так как он расположил арсенал в районе, принадлежавшем венецианскому кварталу. Ошибка Рея могла создать неверное впечатление, что у венецианцев была своя собственная якорная стоянка внутри главного порта Акры. Венецианский квартал простирался до зоны арсенала на северо-востоке только с 1258 года [D. Jacoby, «Crusader Acre…», op. cit., p. 34.].

Более того, идентификация Реем Хан аль-Умдана, как внутреннего бассейна была сделана без каких-либо существенных доказательств, подтверждающих его утверждение. Тщательные геологические исследования, проведенные в конце 1970-х годов, включая бурение, доказали, что Хан аль-Умдан изначально был построен на твердой породе куркар [E. Linde. A. Raban. «An Underwater Survey in the Port of Acre (1964)», op. cit., p. 193. n. 23.], поэтому утверждение Якоби о том, что грубое изображение на карте XIV века небольшой бухты в районе Хан аль-Умдан ввело в заблуждение Рея и его последователей, заставив их предположить существование внутреннего порта в этом районе [D. Jacoby, «Crusader Acre…», op. cit., p. 13.], является обоснованным. Кроме того, нахождение на этом месте Court of Chain (Двор Цепи), определенное Якоби, [Ibid., p. 17.] оправданно. Наиболее вероятно, что остатки зданий, о которых упоминает д’Арвье [E. Rey, «Etude sur la topographie de la ville d’Acre au XIII siecle», op. cit., p. 138.], чье свидетельство использовал Рей, принадлежали Двору Цепи, который имел архитектурный план, схожий с планом Хан аль-Умдана.