Трактаты легиста Дюбуа

Трактаты легиста Дюбуа

Одним из наиболее ярких и значительных моментов политической истории Франции конца XIII — начала ХIV в. явилась борьба королевской власти Франции против теократических притязании папства, проходившая под знаком объединения страны. Историческое развитие Европы шло по пути образования централизованных монархии с сильной королевской властью.

Римская церковь в своем стремлении установить мировое политическое господство условием осуществления которого было увековечение феодальной раздробленности в странах средневековой Европы, встретилась с непреодолимым препятствием. Франция оказалась первой страной, нанесшей серьезный удар политическому могуществу римском церкви. Королевская власть Франции в лице Филиппа IV Красивого выступила на борьбу с папством в обстановке, когда процесс, государственном централизации, вызванной к жизни большими изменениями в социально-экономическом развитии страны, в в первую очередь развитием городов как центров ремесла и торговли, достиг к началу XIV в. значительных успехов. Филипп IV Красивый стремился к независимости от папского престола во всех вопросах, касавшихся внутренних дел королевства, как светского, так и церковного характера Его борьба против папства наиболее ярко выразилась в столкновении с папой Бонифацием VIII и уничтожении Ордена тамплиеров.

Победа французского короля над Бонифацием VIII, одним из крупнейших реакционно настроенных деятелен римской церкви, ослабила политическое значение папства и сыграла решающую роль в установлении его прямой зависимости от французского престола в период так называемого Авиньонского пленения пап. Судебный процесс против Ордена тамплиеров и последующее уничтожение Ордена, ставшее возможным лишь в результате этой победы в свою очередь усилили зависимость папского престола от французской короны.

События, связанные с уничтожением Ордена тамплиеров получили отражение в большом и очень разнообразном но характеру документальном материале: папских буллах, судебных расследованиях, переписке короля Филиппа IV Красивого с Климентом V, официальных документах французского правительства и папской курии, донесениях королевских чиновников, хрониках и т. д. Значительное число этих документов было опубликовано в виде приложений к исследованиям [См., например: G. Lizеrand. Clement V et Philippe le Bel. Paris, 1910. В приложении автор опубликовал 37 неизданных писем Филиппа IV и Климента V , извлеченных из различных архивов.] или в отдельных изданиях.

В 1700 г. Дюпюи опубликовал сборник, содержащий много интересных материалов, среди которых были, в частности, помещены выдержки из расследований по делу тамплиеров в Париже в 1309—1311 гг. и выступления тамплиеров в защиту Ордена перед королевскими комиссарами, письма французских архиепископов и др. [Р. Dupuy. Traitez concernant l’histoire de France: scavoir la condamnalion des Templiers, avec quelques acies. L’histoire du schisme. Les papes tenans le siege, an Avignon. Et quelques procès criminels. Paris, 1700.]. Некоторые источники по интересующей нас теме можно найти в большой публикации П. Дюпюи, посвященной борьбе Филиппа IV с Бонифацием VIII [3 P. Dupuy. Histoire du different d’entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel. Paris, 1655 .].

13 середине XIX в. известным французским историком Ж. Мишле были изданы два тома протоколов процесса над тамплиерами Парижа, представляющие собой очень ценный источник [4 Procès des templières, publ. par J. Michelet, p. 1—2 Paris, 1841, 1851 (Collection des documents inedils sur l’histoire de France).]. Крупный французский историк и издатель документов по истории средневековых политических учреждений Франции Э. Бутарик в 70-х годах XIX в. опубликовал документы, содержащие сведения об арестах тамплиеров в 1307 г., тексты переговоров в Пуатье в 1308 г., отчеты французских послов в Авиньоне и многие другие [5 Е. Boutг iс. Clement V, Philippe le Bel et les Templiers.— «Revue des Questions historiques», t. X, 1871; t. XI, 1872].

Большой интерес представляют источники, сообщающие о первых собраниях Генеральных Штатов в 1302 и 1308 гг., собранные и опубликованные французским историком Ж. Пико [6 Documents relatifs aux Etats Généraux et assemblées, rénnis sous Philippe le Bel, publ. par G. Picot. Paris, 1901]. В этом издании имеются обращения, написанные от имени короля, к духовенству, дворянству и городам о созыве Генеральных Штатов, обращения короля к провинциальным чиновникам, переписка провинциальных чиновников, документы провинциальных соборов духовенства по делу тамплиеров.

Среди документов, освещающих с самых различных сторон борьбу королевской власти Франции с папством в начале XIV в., немаловажное значение имеют трактаты легиста Пьера Дюбуа, написанные им по поводу процесса против Ордена тамплиеров [7 Notices et extraits des documents inédits à l’histoire de France sous Philippi le Bel. В собр.: Notices et extraits des manuscripts de la bibliothèque imperialle, t. XX, p. 2. Paris, 1862.]. Анализ этих трактатов и составляет предмет данного сообщения.

Автор трактатов Пьер Дюбуа принадлежал к уже многочисленной и то время армии легистов, знатоков права, приобретших особенно большое влияние в жизни государства в период правления Филиппа IV. Развитие городов и товарно-денежных отношений способствовало возрождению римского права. В римском праве, с характерной для него системой норм, соответствующей развитым товарно-денежным отношениям, нашла юридическое обоснование торгово-ремесленная деятельность горожан. В возрождении римского права и использовании его в своих политических интересах была заинтересована и королевская власть, стремившаяся, подобно горожанам, к ликвидации феодальной раздробленности. Политика королевской власти, опиравшейся на средних и мелких светских и духовных феодалов и имевшей своим союзником города, объективно содействовала образованию централизованного государства во Франции.

Легисты, вышедшие из городского сословия, стали, таким образом, «могущественной поддержкой» королевской власти и сословия горожан в борьбе за создание централизованного государства. Па практике легисты не брезговали никакими средствами, будь то насилие или обман, для достижения поставленной цели. Именно им в значительной степени принадлежала заслуга успешного окончания борьбы королевской власти с папством.

Пьер Дюбуа не принадлежал к числу видных гoсударственных деятелей и ближайших сановников короля, какими были Пьер Флотт, Гильом Плезиан и Гильом Ногаре, игравшие заметную роль в жизни Франции конца XIII — начала XIV в. В 1300 г. Дюбуа — адвокат города Кутанса в Нормандии, где он родился. Будучи с 1306 г. «адвокатом короля» при церковных судах бальяжа Кутанса, Дюбуа отстаивал королевские интересы, препятствуя расширению церковной юрисдикции. Некоторое время Дюбуа находился на службе у английского короля, но уже в 1307 г. он снова в Нормандии в должности провинциального юриста [Е. Renan. Etudes sur la politique religieuse du regne de Philippe Ie Bel. Paris, 1899, p. 257—268. См. также диссертацию советского исследователя: Л. В. Венкстерн. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа, «Du recuperatione Terre Sancte») Иваново, 1953.]. Его трактаты отражают интересы более широких кругов тогдашнего общества, нежели непосредственного окружения короля. Именно в этом особое значение работ Дюбуа, одного из самых крупных публицистов своего времени. Представитель передовых кругов французского общества начала XlV в., Дюбуа обладал широким политическим кругозором.

В своих произведениях он отзывался почти на все события современной ему политической жизни, отстаивая прогрессивные идеи сильной королевской власти и централизации французского государства. Публицистическая деятельность Дюбуа охватывает период с 1300 до 1313 г. Так как имя Дюбуа сохранилось только в одном из трактатов, авторство его в отношении некоторых других работ (например, «Quaestio de potestate papae») является спорным. Большинство исследователей считают Дюбуа автором 10 произведений. Из них первое по времени написания — «Summaria brevis et com pendiosa doctrina felicis expeditionis et abreviationis guerrarum ac litium regni Francorum» [Трактат и известен в изложении Де Вайи («Bibiliotheque de l‘Ecole des Chartes», III. Paris, 1846) В извлечениях опубликован Ш. Ланглуа (см. P Dubois. De recuperatione Terre Sancte, éd. Ch V l.anglois. Paris, 1891)], в котором Дюбуа сформулировал основные идеи, получившие дальнейшее развитие в работе «De recuperatione Terre Sancte» появившейся между 1305—1307 гг. [P. Dubois. De recuperatione Terre Sancte, éd. Ch. V. Langlois. Paris, 1891.].

Трактат «De recuperatione Terre Sancte» представляет собой наиболее значительное и зрелое произведение Дюбуа. В нем Дюбуа выступил с широкой внешнеполитической программой и проектом реформ, конечной целью которых было процветание французской монархии. Дюбуа настаивал на лишении папы светской власти, секуляризации всех церковных и монастырских земель, ограничении деятельности духовенства только областью духовных дел, переносе папской столицы во Францию. По мысли Дюбуа, реформы должны были коснуться и духовно-рыцарских орденов. Дюбуа предлагал проект (обсуждавшийся еще в XIII в. [Е. Воutarc. La France sous Philippe le Bel. Paris, 1861, p 128; Г. Ч. Ли История инквизиции в средние века, т. 2. СПб., 1912, стр. 323, G Lizerand Clément V et Philippe le Bel, Paris, 1910, p. 80.]) слияния всех орденов в один орден во главе с королем Кипра для новых завоеваний на Ближнем Востоке [P. Dubоis. De recuperatione Terre Sancte, p. 14.]..

Дюбуа принял активное участие в кампании против Бонифация VIII и затем в процессе против Ордена тамплиеров, наступив в том и другом случае как публицист и депутат Генеральных Штатов от города Кутанса. В памфлете «Deliberatio super agendis a Philippo IV, Francorum rege contra epistolam Bonifacii papae VIII, inter cetera continentem haec verba: «Scire te volumus»», написанном в 1302 г , Дюбуа встал на защиту независимости Франции от притязании панского престола, выраженных в нарочито резкой форме в подложной булле папы «Scire te volumus», получившей распространение во Франции и, очевидно, сфабрикованной легистами. Как раз это произведение подписано самим Дюбуа [P. Dupuy. Histoire du different…, p. 44 —47.]. В памфлете «Supplication du peuple français au roy contre le pape Boni face VIII», датированном 1304 г , Дюбуа от имени французского народа требовал, чтобы король объявил Бонифация VIII посмертно еретиком [Ibid., p. 215.].

В большинстве своем идеи Дюбуа не были оригинальны [16 ак, еще до Дюбуа, в XII—ХIII вв., французскими публицистами выдвигались требования секуляризации церковных земель, реформы орденов, передачи светских владений папы французскому королю (см диссертацию: Л. В. Венкстерн. К вопросу и формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа, Dе recuperatione Terre Sanctae, стр. 196—197).]; однако, объединенные в широкую программу преобразований, они для тою времени отличались большой смелостью. Прежде чем приступить к анализу трех трактатов Дюбуа, написанных им по поводу процесса против Ордена тамплиеров, коротко остановимся на истории и характере Ордена. Духовно рыцарский Орден тамплиеров [17 Орден получил такое название в связи с тем, что рыцари поселились первоначально недалеко от того места в Иерусалиме, где, по преданию, находился храм (temple) Соломона] возник в XII в. как военнополитическое орудие папства, предназначенное для осуществления его теократической программы, и в первую очередь для участия в крестовых походах, организация которых являлась одним из центральных пунктов этой программы.

В 1133—1136 гг. появился трактат видного деятеля католической церкви Бернара Клервоского «Dе laude novae militiae», посвященный Ордену тамплиеров, в котором была отражена точка зрения папства на духовно-рыцарские ордена. Бернар Клервоский прославлял в нем тамплиеров как новый вид воинства, каждый член которого сочетал в себе, по его словам, монаха и воина: «Неустрашимым и надежным во всех отношениях воином является тот, кто облекает тело железной бронею, а душу бронею веры. Бесспорно, воин, защищенный тем и другим оружием, не боится ни дьявола, ни человека» [Мignе, PL, 1. 182, р. 922.]. Пропагандируя крестовые походы, в которых римская церковь видела источник безграничного роста своего могущества, Бернар Клервоский разжигал фанатизм тамплиеров, открыто призывая их к убийству «неверных»: «Смертью язычника христианин прославляется, потому что ею прославляется Христос» [Ibid., p.924.].

Тамплиеры, по мысли автора, должны были быть авангардной силой крестовых походов. Пo его мнению, они отличались от светских рыцарей своим бесстрашием, дисциплинированностью и выносливостью. Бернар Клервоский утверждал, что они вели войны якобы во имя Христа, а не из желания славы и страсти к богатству. В действительности этот идеализированный образ «воинов Христа» не имеет ничего общего с реально существовавшими тамплиерами, занимавшимися, подобно светским рыцарям, грабежами и убийствами. Более того, очень скоро тамплиеры в глазах современников прославились особой распущенностью нравов. Обеты бедности и целомудрия, которые давали члены Ордена, запрещение уставом иметь в личной собственности золотые и серебряные украшения [La Règle du Temple, publ. par II. de Curzon.. Paris, 1886.], религиозные обряды — все это было лишь ширмой, прикрывавшей разбойничью сущность Ордена.

«Менее всего среди них значит личность, предпочтение отдается лучшему, но не знатнейшему» [Mignе, PL., t. 182, p. 926.], утверждал Бернар Клервоский, но это не соответствовало истине. В Ордене, членами которого могли быть только рыцари и лично свободные люди, не существовало равенства. На руководящих постах и Ордене находились наиболее крупные феодалы. Члены Ордена, ведавшие административными и военными делами, такие, как магистр, стоявший во главе Ордена и пользовавшийся почти неограниченной властью, сенешал, командоры и т. д., занимали привилегированное положение, имели особых слуг, оруженосцев и т. д., владели несколькими лошадьми [La Règle du Temple, p. 75—79, 88— 94, 109—115.].

Иным в Ордене было положение так называемых братьев-сержантов или братьев служителей, массу которых составляли, очевидно, выходцы из городов и свободные крестьяне. Братья служители использовались на военной службе у братьев рыцарей, иногда в качестве оруженосцев. Они выполняли также ремесленные и сельскохозяйственные работы. Братья служители пользовались ограниченным правом голоса во внутренних делах Ордена (например, при выборах магистра Ордена), не имели оруженосцев, владели только одним конем. Даже внешне они отличались от братьев рыцарей, так как были одеты не в белую, а серую одежду [Ibid., p. 66—68, 109—110, 112.].

С прекращением крестовых походов центром деятельности Ордена тамплиеров стала Западная Европа. Здесь под покровительством папского престола Орден постепенно превратился в серьезную экономическую и политическую силу. Он вырос в крупнейшего земельного собственника, имевшего большие земельные владения во Франции, Англии, Германии, Арагоне, Португалии, Италии, Венгрии, провинции Иерусалим и т. д. [ Ph. Grouvelle Mémoires historiques sur les templiers. Paris, 1805, p. 19—20. J. Jоliy. Philippe le Bel. Paris, 1869, p 229. Уже в уставе 1128 г. была статья,в которой говорилось о возможности для Ордена владеть землей, зависимыми крестьянами и о праве взимать десятину (см La Regle du Temple, p. 58—60)].

Земельные владения не были единственным источником доходов и могущества Ордена. Орден занимался финансовой и ростовщической деятельностью, являясь одним из крупнейших банкиров и ростовщиков на Западе в средние века [Финансовые операции Ордена отличались большим размахом и разнообразием, хранение денежных вкладов, перевод денег, ссуды, кредитные операции, расчеты от имени лиц, имевших открытые счета в его кассе Орден был связан финансовыми операциями с королями Европы, феодалами, купцами, горожанами, крестьянами (см. М. L. Delisle. Mémoires sur les opérations financières des Templiers. Paris, 1889).].

В XII—XIII вв. Орден тамплиеров играл весьма заметную роль и в политической жизни, вмешиваясь во внутренние дела западноевропейских государств и крестоносных государств на Востоке, чему в значительной степени способствовала политика Римской курии. Папство, стремясь сделать Орден зависимым только от Рима и превратить его в послушное орудие для распространения своего влияния, предоставило Ордену ряд привилегий. Орден был подсуден только папе, его члены пользовались правом личной неприкосновенности. Церкви и дома Ордена имели право церковного убежища (droit d’asile) [Г. Ч. Ли. История инквизиции .., т.2, стр. 320; Ph. Grouvelle Mémoires; historiques…, p 27.]. Орден был свободен от феодальных присяг, налогов и контрибуции; он мог не подчиняться решениям королевской власти, на собственный страх и риск вести войны [Г. Ч. Ли. История инквизиции.., т. 2, стр. 320 — 321]. Однако усилившийся Орден тамплиеров стал стремиться к самостоятельной политике не только по отношению к светским государям и местным церквам, но и по отношению к папскому престолу, что не могло не вызвать обострения его взаимоотношений с Римской курией. Орден, по существу, не давал папе вмешиваться в свои внутренние дела. Даже выборы магистра проходили без согласия папы, хотя тот формально продолжал считаться верховным павой Ордена.

Серьезные обострения во взаимоотношениях Ордена с папством возникли в связи с упадком крестоносного движения. Современники, будучи не в состоянии понять истинные причины этого упадка, пытались возложить вину за потерю крестоносных государств на тамплиеров. Орден, действительно, сражался «без энтузиазма», преследуя лишь собственные вы годы и интересы: соперничая с госпитальерами, он открыто иступил с ними в войну в 1243 г., заключив при этом союз с мусульманскими княжествами. Но, несмотря на разногласия, конечные интересы Ордена и папы совпадали. Как крупный феодал и ростовщик, пользовавшийся политической независимостью, Орден был объективно заинтересован в сохранении феодальной раздробленности западноевропейских стран. Осуществление теократической программы папства было для Ордена несравненно желательнее, чем образование сильных централизованных государств.

Орден тамплиеров оказывал существенное влияние и на внутреннюю жизнь Франции. Во Франции была расположена большая часть земельных владений Ордена, Париж являлся центром его финансовой деятельности. Более того, в течение почти всего XIII в. управление финансовыми делами короля находилось в основном в руках тамплиеров [ М.L. Delisle. Mémoires… , p. 53.]. Характерно, что Филипп IV Красивый, вступив на престол, основал новую казну в Лувре с тем. чтобы ограничить влияние Ордена на финансовые дела короны. К концу XIII в. ни один феодал Франции не пользовался такими привилегиями, какими располагал Орден, занимая по существу положение государства в государстве. Следует отметить также, что большинство членов итого духовно рыцарского объединения были тесно связаны с крупными феодальными родами Франции, настроенными чаще всего враждебно к централизаторской политике короля. Являясь проводником влияния Римской курии. Орден в ходе борьбы двух политических сил королевской власти и папства объективно оставался на стороне папства [Французский историк Ф. Грувель (Ph. Grouvelle) сообщает, что в момент борьбы Филиппа IV с Бонифацием VIII Орден, обещая королю выступить против папы, одновременно оказывал помощь последнему, пересылая ему деньги, вывоз которых из Франции был запрещен (Ph. Grouvelle. Mémoires historiques .., p. 187)].

Страница 1 из 3123