Церковь тамплиеров Сан-Бевиньате

Церковь построена в первой половине XIII века и первоначально не принадлежала тамплиерам. Храм был посвящен культу святого Бевиньате — местного покровителя флагеллантов, что означает бичующихся.

Церковь тамплиеров Сан-Бевиньате
фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате

Движение любителей умерщвлять свою плоть [читай, похоть] самобичеванием, возникло в начале XIII века с подачи францисканского монаха Антония Падуанского и настоятельно рекомендовалось, как ежедневное средство покаяния и осознания собственной греховности. Богобоязненная паства принялась с рвением осваивать новую методу и количество флагеллантов множилось день ото дня — на улицах стали появляться целые процессии полуголых людей, ожесточенно полосующих бичами свои спины. А тут еще масла в огонь подлил некий Иохим Флорский, монах-цистерцианец, в книгах которого 1260 год объявлялся годом наступлением эры Святого Духа, иными словами, Концом Света в простонародном понимании. Флагелланство достигло масштаба пандемии. Католическая церковь объявила его еретиком, но это никак не помешало развернувшейся истерии.

К слову, самые старые фрески этой церкви датируются как раз 1260-м и изображают тех самых бичующихся [см. фото выше]. Среди них, как уверяют исследователи, изображен Раньеро Фазани — реальный предводитель флагеллантов Перуджи. Жизнедеятельность же Бевиньяте документально не подтверждается и существовал ли он на самом деле не известно. Он не был канонизирован Церковью и так и остался в ранге народного святого

Тамплиеры получили этот храм около 1281 года, сразу после смерти Фазани. Примерно к этому же времени они лишились своей церкви в Сан-Джустино-д’Арна, из которой их попросили братья-бенедиктинцы и церковь в Перудже стала для них своего рода материальной компенсацией. Храмовники перестроили и расширили церковь, добавив к ней некоторые постройки и расписав своими фресками…

фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате

Алтарную часть стены с окном венчает изображение тамплиерского креста и двух малых в окружении девяти звезд. Считается, что число звезд символизирует количество легендарных основателей Ордена. Однако, на мой взгляд, это весьма сомнительная версия — тамплиеры не были замечены в культе своих создателей, не считая, разумеется, св. Бернарда. Здесь гораздо более глубокий смысл, если не сказать, тайна. Судя по Библии, как ее толкует нумерология и гематрия — девятка означает суд и законченность; это последняя цифра и обладает особыми свойствами, одно из которых — символизировать Святой Дух. Что гораздо ближе, если учитывать, что девять звезд изображены в храме, а не в музее создания Ордена тамплиеров. Если предположение верно, то следует признать, что тамплиеры действительно имели склонность к символизму, не всегда понятному. Что и создает плодородную почву для всякого рода инсинуаций на этот счет.

фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате
фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате

Ниже, по обе стороны от окна, следует другая “линия” фресок, изображающая Богородицу с младенцем и ангела [слева], а также группу из трех апостолов [справа], один из которых — св. Варнава. Иногда встречается информация, что тамплиеры считали его тринадцатым апостолом. И это очень странно. Источник этого утверждения мне пока не удалось найти, поэтому попробую домыслить сам. Имена всех двенадцати апостолов. т.е первых учеников Христа, лично с ним общавшихся, известны из Нового Завета. Не стану их перечислять, лишь отмечу, что вместо Иуды Искариота, по понятным причинам, позже был назначен Матфий. Известно так же, опять же из Нового Завета, что кроме этих двенадцати при жизни Христа были назначены еще семьдесят апостолов [Лк. 10:1]

“После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою”.

В их число и входил упомянутый Матфий. Среди них был устроен жребий и ему посчастливилось вытянуть счастливый билет на вход в высший круг. Так что по всему выходит, что тринадцатым вполне можно считать Матфия. Я уже не говорю об апостоле Павле. А ведь именно его учение легло в основу того, что называется римско-католической церквью и тамплиерам, как прежде всего католическому ордену, верным рыцарям понтифика, эту церковь олицетворяющему, следовало бы считать Павла в любом случае выше Варнавы.
Однако Варнава был именно тем человеком, кто ввел Павла в тайный круг апостолов. Именно Варнава на всем первом этапе становления Павла сопутствовал ему. «Деяния Апостолов» сохранили упоминание о первоначальной руководящей роли Варнавы в его совместных с Павлом мероприятиях по внедрению новой религии.

“Варнава же, видя, как дело Господне продвигается и увеличивается, несомненно нуждался в помощи, вспомнил о Павле и, ведомый Господом, пошел разыскивать его. Когда же нашел его, то привел в Антиохию, где целый год они трудились вместе в церкви и в народе. В то время Варнава был старшим, ибо мы читаем «Варнава и Савл». Вскоре же положение изменилось, и Дух Святой говорит уже «Павел и Варнава» [Деян. 13,46]”

Может быть тамплиерам было известно о Варнаве нечто такое, что давало им право так почитать его? Что-то, что не входило в канонические писания?

Историкам известно о так называем Евангелии от Варнавы. Его полное название; «Истинное Евангелие об Иисусе, называемом Христом, новом пророке, посланном Богом в мир, по описанию Варнавы, Его апостола». Правда книга сия считалась апокрифом и была включена в список запрещенных и подлежащих уничтожению еще с конца V века особым декретом папы Геласия. Но это не значит, что были уничтожены все экземпляры. В XVIII веке в Турции были найдены два манускрипта с текстами из этого евангелия. Это говорит о том, что и тамплиеры могли знать и читать его. К тому же известно, что текст имел хождение вплоть до XII века.

Известно так же и Послание Варнавы, рукопись написанная на греческом между 70 и 132 гг. Этот текст считается классическим примером гематрии, о которой я уже упомянул выше в связи со звездами. И об этом послании тамплиеры тоже могли знать. И не получилось ли так, что на этих или иных апокрифах формировалось их мировоззрение, приведшее сначала к созданию тайного круга, а потом к впадению в ересь, в чем их в конце-концов и обвинили?!..

Но вернемся к фрескам. Ниже следуют изображения евангелиста Луки, апостолов Павла и Иоанна. Частично сохранились и первоначальные фрески, изображающие епископа Перуджийского, благословляющего Бевиньяте и дарующего ему отшельнический капюшон.

фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате

Боковые стены расписаны изображениями апостолов и библейскими сценами.

фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате
фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате
фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате

Не забыли тамплиеры и о себе — на одной из фресок можно видеть сцену сражения с сарацинами. Предполагают, что она изображает битву при Наблусе, произошедшую в 1242 году…

фрески церкви тамплиеров Сан-Бевиньате

После разгрома Ордена церковь перешла к госпитальерам. В 1324 году они продали ее некому Рикко ди Корболо, основавшему там женский монастырь. Однако вскоре дамский контингент обители впал в блуд и со скандалом церковь опять вернули госпитальерам…

А флагелланы буйствовали вплоть до 1349 года, пока папа Климент VI не запретил эту секту по просьбам общественности

Анохин В. [Vad Anokhin]
Санкт-Петербург 2019