Леонский артефакт: новая версия

Славен город Леон своей историей, богатой на события. Тамошние короли, объединившись с арагонскими и положили начало Испании. Завершив, тем самым, многовековую войну с арабами, пришедшими на Иберийский полуостров раньше франков. Но это будет гораздо позднее того, о чем я собираюсь вам рассказать.

базилика св. Исидора в Лионе

Арабское культурное и духовное наследие оставило глубокий след в испанской культуре. Первые века реконкисты, которую Запад развязал сначала против Иберии, а затем и против остальной ойкумены, были достаточно толерантными в вопросах веры. Да и отношения между лидерами двух воюющих лагерей иногда приобретали дружеский характер. Некоторые лионские принцы даже иногда находили прибежище у арабских эмиров, спасаясь от репрессий на родине. Контакты между мыслителями и служителями культа тоже не были редкость — западные монахи с жадностью поглощали мудрость Востока. В средние века все ученые, философы и прочие мыслители так или иначе были связаны с религией…

Среди главных достопримечательностей Леона значится базилика св. Исидора — усыпальница леонских королей и знати. Великолепный храм, построенный, как это обычно случалось по тем временам, на месте древнеримского святилища, изначально был посвящен св. Иакову, брату Господнему, и возведен в конце X века. Однако вскоре он пострадал в ходе арабского набега и был отстроен заново в 1063 году. На этот раз его решили приписать к Исидору, местному святому, некогда, еще до арабов, служившего у вестготов в должности епископа Севильи. Говорят, что он был весьма знаменит как ученый и теолог.

базилика св. Исидора в Лионе

В базилике захоронены одиннадцать леонских королей. Пантеон с их склепами — главная достопримечательность храма. Но более всего впечатляют уникальные фрески XII века, которыми расписаны своды, поддерживаемые колоннами с очень редкими вестготскими капителями. Есть в базилике и библиотека старинных манускриптов, и богатая коллекция реликвий. Книги для изучения выдают всем, подавшим заявки. Не зависимо от возраста манускрипта. Удивительно, ибо, к примеру, у нас для доступа к подобным письменным источникам требуется иметь как минимум какую-нибудь научную степень…

базилика св. Исидора в Лионе
базилика св. Исидора в Лионе
базилика св. Исидора в Лионе
базилика св. Исидора в Лионе

Но есть в базилике и еще нечто, что с недавних пор стало вызывать неподдельный интерес и даже священный трепет. И уже обросло тайнами и версиями. Это так называемая Чаша Уракки. О ней и дальнейший рассказ.

Уракка была дочерью короля Альфонса VI. В свое время отец подарил ей агатовую чашу, хранившуюся в королевской сокровищнице со времен короля Фердинанда I, деда Уракки. В 1054 году ему ее, в свою очередь, подарил арабский эмир Дении [нынешняя испанская провинция Аликанте]. А тому его прислали из Каира. Подарок понравился и молодая инфанта отдала его украсить своим ювелирам. То, что сейчас демонстрируется в базилике — результат их великолепной работы. Потом она преподнесла ее в дар церкви. В течении почти тысячелетия чаша участвовала в религиозных обрядах и получила название по имени своей последней хозяйки. И вот, в 2014 году…

базилика св. Исидора в Лионе

В марте 2014 года вся испанская общественность была взбудоражена сенсационным известием — Маргарита Торрес, профессор истории из Леонского Университета и искусствовед Хосе–Мигель Ортега-дель-Рио, до этого кропотливо изучавшие реликвии базилики св. Исидора и работавшие над манускриптами в египетском университете Аль-Азхар выступили с заявлением. Они утверждали, ни много, ни мало, что Чаша Уракки, хранящаяся в базилике св. Исидора, на самом деле есть ничто иное, как та самая чаша, из которой Спаситель… ну, и так далее. Свои аргументы они изложили в книге Короли Грааля [Los Reyes del Grial], которую, по случаю, и представили.

Что это за аргументы?
Испанские историки проводят сопоставления между данными мусульманских и христианских источников. Из которых устанавливают время, до которого Чаша еще оставалась в Иерусалиме, куда она потом была перемещена и как потом оказалась в Иберии.

В свидетельствах, к примеру, оставленных франкским епископом Аркульфом, совершившим путешествие по Леванту в 680 году, отмечается большое количество паломников, следовавших в Иерусалим, дабы поклониться Чаше. Об этом же сообщает и Адамнан Ионский в своем труде О святых местах [De locis sanctis], написанной в 682 году.

«Между церковью Голгофы и базиликой Константина находится еще одна часовня, в которой хранится Чаша Господня.., которую он благословил и подарил во время трапезы, которую он разделил со своими учениками накануне Страстей»

Один из документов IX века, найденных в результате изысканий и носящий название Commemoratium, сообщает точное количество священнослужителей при Храма Гроба Господня:

В Храме: девять священников, четырнадцать диаконов, шесть субдиаконов, двадцать три канонника, тринадцать хранителей [называемых фрагелитами], сорок один монах, двенадцать носителей подсвечников, семнадцать помощников патриарха, два настоятеля, два казначея, два нотариуса, два хранителя. Охранников один для Святой Голгофы, два для Чаши Господней, два для Святого Креста и Плащаницы. Девять привратников…»

По мнению исследователей, Commemoratium является хронологически последним свидетельством. После него христианские источники о Чаше молчат. Таким образом делается вывод, что по крайней мере в IX веке Чаша еще находилась в Иерусалиме.

Когда чаша оказалась в Каире, столице фатимидского Египта, точно неизвестно, но существуют косвенные данные, по которым можно примерно вычислить.

Авторы вышеназванной книги утверждают, что это случилось никак не позже первой половины XI века. При этом основываются на неком письме Саладина. Того самого Салаха ад-Дина, покорителя Иерусалима, задавшего перцу крестоносцам и тамплиерам при Хаттине.

«Учитывая состояние здоровья нашей дочери, которая, как вы знаете, страдает от плохого кровообращения и почечнокаменной болезни, а также ранее посоветовавшись с врачами и муфтием Иерусалима, мы приказываем отправить нам кусок святого камня, который был отрезан от него коммейей Бани-ал-Асвадом в год 447 хиджры, когда нечестивый аль-Мустансир приказал ему возглавить экспедицию в Дению на дальний запад Истэйна».

К слову, коммейей назывались изогнутые клинки, буквально означающие рукав, куда их обычно и прятали.

Иными словами, в Каире, уже в 447 году хиджры (1055-6) хранился некий святой камень или изделие из камня, обладающее чудотворной силой, от которого некто Бани-ал-Асвад, перед отправкой его в Иберию отсек кусок, позднее помещенный в каирскую сокровищницу. А камень был отправлен в числе прочих подарков вместе с тем же Бани-ал-Асвадом в Иберию. Саладин знал, о чем просит, ибо перед этим, как следует из текста, посоветовался с врачами и муфтием Иерусалима. Хотя, скорей всего, это был иерусалимский патриарх.

Самое удивительное, что когда этот осколок приложили к телу саладиновой дочери, та исцелилась. Разве не дарует грааль здоровья?

Таким образом святой камень оказался в Испании в 1056 году и позднее был подарен Фердинанду I.

Но самое замечательное — на чаше Уракки действительно есть срез, длиной три сантиметра, сделанный, как пишут в заключениях, острым и плоским режущим предметом. Анализ материала чаши показывает, что она была изготовлена на Востоке в период земной жизни Христа…

К сожалению, со всей книгой мне ознакомиться не удалось. Историки намекают еще на какие-то египетские папирусы, значительно проливающие свет на всю эту историю. По ним выходит, что как только над головами христиан Иерусалима начали сгущаться тучи было принято решение спрятать Чашу за пределами Иерусалима или на его окраине в некой церкви Иакова Праведного, первого епископа города и брата Христа. Напомню, базилика св. Исидора, где ныне хранится грааль, тоже строилась как церковь Иакова. И строилась как раз перед предстоящим перемещением Чаши из Каира в Иберию…

Самое забавное, что Валенсия сильно обиделась на Леон. У них то ведь уже есть грааль и его даже таковым признал Ватикан. И вроде бы как тоже имеются письменные доказательства.

Как бы там ни было, но в прошлом году по книге уже успели снять фильм. А буквально недавно, в начале декабря, испанская пресса вновь уделила чаше Уракки внимание, сообщив о возросшем интересе мировой научной общественности к этой истории. Ждем продолжения…

Анохин Вадим (с)
Санкт-Петербург 2019

В ТЕМУ: Читать статью «Санто Калис» из Валенсии